Хобби и развлечения

17 июл 19:00

7 мин.

Иммерсивные театры в разных странах: 5 самых необычных

Читайте нас в ВКонтакте Дзен

Театр, как и любой другой вид искусства, развивается вместе с обществом. В него приходят не только новые сюжеты и идеи, но и современные технологии. Появляются и новые формы. Так, в последнее время все большую популярность набирают иммерсивные театры.

Рассказали, в чем особенности этого формата, а также собрали подборку самых необычных.

Что такое иммерсивный театр

В переводе с английского immersive — это «создающий эффект присутствия, погружения». От традиционного иммерсивный театр отличается тем, что режиссеры-постановщики стирают грань между сценой и зрительным залом, ломая так называемую четвертую сцену. Публика из сторонних наблюдателей превращается в полноценных участников шоу.

Часто сюжетные линии в таких постановках развиваются в разных локациях, и зрители сами выбирают, какую из частей им смотреть. В других же случаях к участию в спектакле их приглашают актеры: завязывают гостям глаза, трогают или обнимают.

Иммерсивный театр — одна из самых молодых форм театрального искусства, которая стремительно развивается. Ежегодно появляются новые иммерсивные постановки, которые привлекают внимание театралов не меньше классических.

Необычные иммерсивные театры мира

Punchdrunk

Punchdrunk — это театральная команда из Великобритании, основанная в 2000 году Феликсом Барреттом. Их считают пионерами иммерсивного театра. В типичной постановке этой команды зрители могут свободно перемещаться по локации и самостоятельно выбирать, как они хотят воспринимать шоу — следить за одной из сюжетных линий или исследовать саму площадку как одну большую инсталляцию.

Одним из ключевых элементов для постановок Punchdrunk являются маски. По словам самого Феликса Барретта, обеспечивая зрителям анонимность и снимая с них запреты, они помогают гостям полностью погрузиться в мир вокруг них самих.

Театральная сцена
Фото Punchdrunk.com

Маски являются неотъемлемой частью самой знаменитой и титулованной постановки Punchdrunk — Sleep No More по мотивам пьесы Шекспира «Макбет». Она считается каноном иммерсивного театра. Действие Sleep No More разворачивается в заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick. Зрители в белых венецианских масках, которые они обязуются не снимать до конца спектакля, исследуют 90 комнат. Постановка длится три часа, все актеры являются постояльцами отеля, которые как бы не замечают гостей. Но иногда герметичность спектакля нарушается — и персонажи взаимодействуют со зрителями.

Морфеус

Российский иммерсивный театр, созданный школьными друзьями Петром Копыловым, Александром Князевым и Никитой Проскуряковым. Идея игры с закрытыми глазами, которая легла в основу постановок, пришла к ним, когда они работали вожатыми в детском лагере. Изначально «Морфеус» как проект работал в жанре квестов, но когда в 2018 году в России начали появляться первые иммерсивные театры, создатели превратили его в иммерсивное шоу.

Сейчас «Морфеус» — это уникальный театр, который позволяет зрителям проверить, на что способно их собственное воображение. В зависимости от развития сюжета гости взаимодействуют с игровым миром, общаются друг с другом и с героями. С тем лишь нюансом, что зрители абсолютно ничего не видят, так как у них завязаны глаза.

Театр Морфеус
Фото пресс-служба театра «Морфеус»

Все постановки театра длятся в среднем 90 минут. Именно этого времени, по словам ученых, достаточно, чтобы при выключении одного из органов чувств обострились другие. Из-за потери зрения мозг гостей театра «перестраивается», и они начинают четче ощущать звуки, ярче чувствовать вкусы, острее чуять запахи и более чутко воспринимать прикосновения. Это и есть главная фишка «Морфеуса».

В репертуаре театра шесть постановок: бестселлер и самый ранний сюжет «Ответ Гиппократа» в жанре постапокалиптического триллера; мистический детектив «22.07»; комедия «До свадьбы доживет» — сюжет, придуманный специально для женской аудитории; семейное приключение «Загадка амулета», куда можно прийти с детьми; импровизационная игра «Вдох», где зрители сами создают предлагаемые обстоятельства, не ограничиваясь законами логики; и особняком стоящий спектакль — «Судный день» с открытыми и закрытыми глазами.

SIGNA

Этот художественный коллектив был создан Зигной и Артуром Кестлер в 2001 году в Дании. Проект работает по принципу перформанс-инсталляции. Здесь зрители могут не только наблюдать и исследовать, но и становятся полноправными участниками, имеют возможность взаимодействовать с героями, а иногда даже влиять на ход постановки.

За редким исключением в шоу SIGNA между гостями и актерами театра нет границы — зрителей приглашают прожить жизнь вместе с героями спектакля. Они могут, например, помогать с обычными домашними делами, такими как готовка или уборка, тем самым полностью погружаясь в вымышленный мир.

Постановка SIGNA
Фото signa.dk

Одной из таких постановок является последний спектакль SIGNA под названием «13-й год». Его действие происходит на бывшем заводе в Гамбурге, все повествование — на немецком языке без перевода. При входе у зрителей отбирают верхнюю одежду и проводят инструктаж. Он звучит так:

«Вам 12 лет. Автобус, на котором вы ехали на экскурсию в горы, сломался, шофер исчез. Вы бредете через туман к ближайшей деревне».

После этого зрители на несколько часов становятся приемными детьми в семьях жителей деревни — живут по их правилам, носят их одежду, выполняют работу по дому. И все это в образе 12-летнего ребенка.

DARKFIELD

Этот иммерсивный театр из Великобритании работает c полной темнотой, бинауральным звуком (звук, воспринимаемый обоими ушами. — Прим. ред.) и сенсорными эффектами. Однако его главная особенность заключается в ограниченном пространстве. Все постановки проходят в морских транспортных контейнерах.

Постановка DARKFIELD
Фото darkfield.org//Mihaela Bodlovic

Зрители оказываются запертыми внутри, а объемный звук переносит их далеко-далеко. Например, в интерьер викторианской комнаты для спиритических сеансов в постановке «Сеанс» или в салон экономкласса Airbus 320 в спектакле «Полет».

Постановки DARKFIELD интенсивные и зачастую зловещие, поэтому длятся недолго. Как правило, спектакли занимают не больше 30 минут. За это время зрители погружаются в другие миры, проходят через разные вселенные и сомневаются в своем понимании мира.

Ontroerend Goed

Ontroerend Goed — это театральная компания из Бельгии под руководством Александра Девриндта, основанная в 1994 году. Их шоу построены по принципу «здесь и сейчас». И, как и в других случаях, делают из зрителя активного участника повествования.

Постановки Ontroerend Goed отличаются провокационностью. Например, спектакль «Аудитория» построен по принципу, когда одна из зрительниц становится объектом оскорблений и нападок. Прекратить это можно только одним способом — «раздвинуть ноги» на камеру. Создатель Ontroerend Goed Александр Девриндт при этом говорит, что он не любит шокировать публику только ради того, чтобы ее шокировать. По его словам, искусство должно бросать вызов, иначе зачем оно вообще нужно.

Спектакль
Фото ontroerendgoed.be

Трупа Ontroerend Goed несколько раз привозила свои спектакли в Россию. В 2018-м они показали постановку «Ложь», где зрители на один вечер могут почувствовать себя сверхбогатыми людьми, которые «дергают за ниточки» и управляют экономической системой. Это происходит в импровизированном казино под руководством актера-куперье. Чтобы вступить в игру, гостям рекомендуют взять деньги — обязательно наличные. Потому что, как сказано на сайте Ontroerend Goed, они не доверяют пикселям на экране, которые говорят о том, сколько денег у зрителей «якобы есть».

Olimpbet awards