"Ну, борись же, дура!"
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Российские тренеры пока не готовы поставить на поток подготовку чемпионок в женской борьбе.
Все материалы
из Лас-Вегаса -
на странице
обозревателя "СЭ"
Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Лас-Вегаса
В четверг в трех категориях из четырех российским спортсменкам не сопутствовала удача: Наталья Гольц (до 58 кг) и Валерия Лазинская (до 63 кг) проиграли в квалификационном раунде, Екатерина Букина (до 75 кг) выбыла из дальнейшей борьбы в четвертьфинале. До финала в неолимпийской категории до 55 кг добралась лишь Ирина Ологонова, но проиграла там Хелен Луизе Марулис – американка досрочно закончила схватку со счетом 11:0. Огорчил и участник мужского турнира, чемпион мира-2014 в категории до 65 кг Сослан Рамонов – в полуфинале его тушировал Ихтиер Новрузов из Узбекистана. В результате фаворит был вынужден довольствоваться поединком за бронзу, который он и выиграл.
Существует достаточно расхожее выражение, что в женской борьбе есть японки, и есть все остальные. Никакого преувеличения в этом нет. Из десяти наиболее титулованных спортсменок, шестеро представляют Страну восходящего солнца. Победив в категории 53 кг, трехкратная олимпийская чемпионка Саори Йошида завоевала в Лас-Вегасе в среду 13-й высший титул, а в четверг еще одна трехкратная олимпийская чемпионка Каори Ичо довела количество своих побед на мировых первенствах до десяти.
* * *
Девять лет назад на чемпионате мира в Гуанчжоу я разговаривала на тему японского феномена женской борьбы с двукратным олимпийским чемпионом Сергеем Белоглазовым. Он сказал:
– Японки побеждают прежде всего потому, что обладают тем, чего нет ни у кого, включая и наших спортсменок, – духом победителей. Этот дух невозможно воспитать за месяц или даже за год. Прежде всего, это многолетние победные традиции, причем как у мужчин, так и у женщин. Не стоит забывать и о том, что японцы начали развивать женскую борьбу гораздо раньше, чем другие страны. В 1983 году, когда я еще выступал сам, к нам на сбор приезжала женская сборная Японии. Тогда это, правда, было экзотикой. А после включения женской женской борьбы в программу Олимпиад чиновники спохватились: где же мы были раньше, почему не обращали внимания на этот вид?! Пока все срочно искали спортсменок мало-мальски приличного уровня, сборная Японии серьезно тренировалась уже не один десяток лет. Конкуренция за место в сборной там огромна. Поэтому никого не нужно заставлять работать, японки дисциплинированно тренируются как минимум по шесть часов в день. Россиянкам такие нагрузки пока и не снились…
Даже беглого взгляда на схватки с участием японских спортсменок бывает достаточно, чтобы увидеть: они борются иначе, нежели большинство их соперниц. Контролируют дистанцию, мягко уходят от атак, технично проводят приемы.
Так бороться способны немногие. Вице-чемпионка Игр в Пекине Алена Карташова объяснила мне в Лас-Вегасе, почему мужской стиль не подходит большинству представительниц слабого пола. Женщины слабее. Поэтому, проходя нырком в ноги, они далеко не всегда способны провести прием или даже просто встать под весом навалившейся сверху соперницы – не хватает мощи ног и спины. А ведь общеизвестно: когда спортсмену, выступающему в единоборствах, не хватает техники, он банально начинает драться. Не на жизнь, а на смерть.
Тот же Белоглазов рассказывал: когда в начале 2000-х в экзотический вид в массовом порядке стали приходить спортсменки из других дисциплин, не владеющие даже элементарными навыками борьбы, произошел жуткий случай: одна из девушек неудачно упала с броска и в трех местах сломала тазовые кости.
Это еще один пунктик, за который мужчины-борцы не любят женскую борьбу. “Приходит в зал красивая девочка, а через год смотришь на нее – уши сломаны, зубы выбиты. Ну и зачем вообще нужен такой вид спорта?” – сказал мне один из тренеров в Лас-Вегасе.
Признаться, хотелось ответить: затем, что в этом виде спорта есть Наталья Воробьева. Первая российская олимпийская чемпионка, одна из пяти чемпионок мира. Хотя на самом деле Наташа, скорее, исключение из правил. Росла рядом с парнями, тренировалась с ними же, выполняя гораздо больший объем работы.
Точно так же, кстати, начинала в свое время Йошида. Борцом был ее отец, двое старших братьев, притащивших малышку в зал, когда ей было всего три года. Весь путь Йошиды в борьбе – это мужской путь. Ее тренерами всегда были мужчины, причем тот же Кадзухито Сакаэ, который ведет спортсменку уже более десяти лет, всегда относился к работе с женщинами, как к вызову, считая, что подготовить чемпионку в мужском виде спорта, живущем по мужским правилам, не в пример сложнее, нежели довести до аналогичного уровня парня. Результат этой работы говорит сам за себя: за свою 17-летнюю карьеру в борьбе трехкратная олимпийская чемпионка проиграла всего две схватки.
За время своего существования женская борьба обрела достаточно отчетливые национальные различия. Японки – скоростные и техничные. Американки предпочитают брать темпом и умением биться до последней секунды встречи. Китай и Монголия – это физическая сила. Иногда грубая, но это приносит результат. Козырь выходцев из Африки – длинные руки и ноги. И это зачастую компенсирует недостатки техники.
В целом же все страны достаточно активно ищут японское противоядие. У нас же тренировать женщин до сих пор считается чем-то вроде наказания. Парадокс, но разница в отношении к спортсмену в мужской и женской борьбе бросается в глаза, даже когда просто находишься возле помоста: если борцам по ходу схватки тренеры, как правило, дают четкие технические рекомендации, то в адрес женщин то и дело раздается: “Ну, борись же, дура!”
Вот только беда в том, что любые накачки бессмысленны, если спортсмен не научен тому, чего от него требуют. В свое время тренер Карташовой – выдающийся знаток мужской вольной борьбы Томас Барба, работавший до этого исключительно с мужчинами, почти два года занимался тем, что перестраивал своей подопечной технику. Учил работать в более высокой стойке, учил правильно и разнообразно двигаться, объяснял, почему столь важно уметь навязать сопернице свой стиль борьбы, заставить ее реагировать на свои действия, нарушить концентрацию. Попутно учился сам, открывая какие-то закономерности и секреты нового для себя вида. В результате этого сотрудничества страна получила чемпионку мира и второго в российской истории серебряного призера Олимпийских игр.
Нам же в Лас-Вегасе оставалось констатировать (как бы оскорбительно это ни звучало для российских тренеров), что специалистов женской борьбы – на том уровне, чтобы всерьез вести речь о достижениях мирового ранга, – в стране просто нет. А ведь в этой дисциплине на Олимпийских играх разыгрывается шесть комплектов наград.
Остается болеть за Воробьеву. Ну и для разнообразия – за Йошиду. Она того заслуживает.