Зинэтула Билялетдинов: "Я не справился"
Исполком ФХР в среду поставил "двойку" Зинэтуле Билялетдинову за домашний олимпийский турнир Сочи.
Владислав ДОМРАЧЕВ, Андрей КУЗНЕЦОВ
с Лужнецкой набережной
ЗАМЕТКА ОТ ТИХОНОВА
– Почему опаздываешь? – окликнул корреспондента "СЭ" за несколько минут до заседания один из авторитетных специалистов.
– А что, неужели исполком закончился? – удивился автор этих срок, испугавшись, что перепутал время.
– Да нет, только начинают. Но все уже решено.
– Билялетдинов, наверное, сильно переживает…
– Уже нет. Он снова в шоколаде. На старой новой работе. Впереди у него плей-офф.
Но в среду днем уже бывший главный тренер сборной отчитывался перед исполкомом и патриархом Виктором Тихоновым, без которого не обходится ни одно подобное заседание.
– Пусть Виктор Васильевич о Лейк-Плэсиде вспомнит и как сохранил пост тренера сборной после поражения от американских студентов, – шутили, коротая время, журналисты.
Что тут вспоминать? Это на страницах "СЭ" недавно сделал капитан сборной СССР Борис Михайлов. Сразу после Лейк-Плэсида Тихонов договорился с ним публично не критиковать друг друга. А через пару дней в ведущей общественно-политической газете вышел разгромный материал за подписью тренера. В поражении Тихонов обвинил всю команду, за исключением ее капитана и вратаря Третьяка, которого, кстати, в том роковом матче заменил на последней секунде первого периода. Этот превентивный удар помог Виктору Васильевичу сохранить кресло в сборной и начать ее капитальный ремонт. Вскоре национальную команду покинули ветераны Михайлов и Харламов. Увы, такой заметки от Билялетдинова после Сочи мы не дождались.
"ДВОЙКА" ЗА СТАРАНИЕ
…Три часа пролетели незаметно. За это время успели получить "уд" и "неуд" от исполкома, а также отчитаться перед мастерами диктофонов, теле– и фотокамер главные тренеры юниорской, молодежной и женской сборных. А Билялетдинова с Владиславом Третьяком все не было. Напряженность нарастала с каждой минутой. Журналисты вошли в раж и устроили толкотню за место под солнцем. То есть в непосредственной близости от растяжки федерации, места дислокации главных героев дня. Очаровательная сотрудница пресс-службы ФХР, ответственная за связь с общественностью, тщетно молила прессу отступить на шаг назад. В ответ на ее просьбу те делали два шага вперед. Кольцо медленно сжималось. Отчаявшаяся совладать со всем этим гвалтом девушка готова была вооружиться мелом и прочертить границы магического круга, в который не смогли бы просочиться темные силы. Разумеется, в лице журналистов.
Уже объявили двухминутную готовность, потом… десятиминутную. В холле, где происходило действо, закапризничало освещение. Что сильно взволновало телевизионщиков. Наконец, кто-то радостно прокричал: "Идут!"
– Исполком заслушал доклад старшего тренера сборной, – начал глава ФХР, по старинке называя главного тренера старшим. – Отчет всем понравился. Все игры команды были детально разобраны. Решили поставить оценку "неудовлетворительно". Конечно, та сборная, которая была в руках у тренеров, заслуживала высокого места, но, к сожалению, этого не произошло. Тем не менее поблагодарили Зинэтулу Хайдаровича за работу. Он старался, но не получилось. Сейчас проведем переговоры с новым старшим тренером.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КХЛ В СОЧИ ВЫГЛЯДЕЛИ ДОСТОЙНО
– Почему все шишки опять посыпались на голову тренера? Так было с Быковым, теперь – с Билялетдиновым, потом будет со Знарком. А что федерация, с которой сборная дважды подряд проваливается на Олимпиадах? – Журналисты начали наступление на Третьяка.
– Почему только на тренера? После чемпионата мира состоится конференция ФХР, пройдут выборы президента федерации хоккея. Да, в Сочи мы выступили неудачно. Но в последние годы сборные России – юношеские и молодежные – завоевывают медали, был победный чемпионат мира-2012. Нельзя говорить, что все плохо. Забей наши два гола финнам, и сейчас говорили бы о сборной другим тоном. Но вопросов все равно много, надо сесть за стол переговоров с КХЛ и разобрать весь комплекс проблем.
– В чем были ваши ошибки? – Журналисты наконец вспомнили о Билялетдинове.
– Говорить об ошибках сейчас не хочется. Анализ сделан, и, если новому тренеру понадобится, я готов предоставить всю информацию. Будет правильное решение, если сборную возглавит другой тренер. Я не справился с задачей. В Сочи выступили так же, как и четыре года назад.
– В чем причина провала? Может, в плохой подготовке?
– Не согласен, что подготовка к Олимпиаде была плохой. Кто так говорит – не прав. Мы провели полезный сбор с игроками КХЛ перед Сочи, и они выглядели на Олимпиаде достойно. Взять тех же Радулова, Ковальчука, Попова, Медведева, которые выступили хорошо.
– В Северной Америке со слов наших олимпийцев утверждают, что Малкин и Овечкин не хотели играть вместе. Просили вас развести их по разным звеньям.
– То, что Овечкин и Малкин подходили ко мне и просили развести их по разным звеньям, – вранье. Полнейшая глупость. Они отличные ребята, но просто на этом турнире не получилось. – Билялетдинов перешел в контратаку.
– Зинэтула Хайдарович, вы определились со своим будущим после ухода из сборной? Говорят, уже договорились о возвращении в Казань…
– Нет.
– Почему вы на посту главного тренера сборной сторонились журналистов?
– Я не сторонился. В сборной есть пресс-атташе. Те, кому было нужно сделать со мной интервью, обращались к нему.
– Господин Третьяк, можете огласить список кандидатов на пост главного тренера сборной?
– Озвучить его пока не готов. Сегодня на повестке дня был отчет Билялетдинова и его уход с поста.
После этих слов Третьяк и Билялетдинов удалились.
Вопросы "Кто повезет команду на чемпионат мира в Минск?", "Будет ли новый главный тренер сборной совместителем?" повисли в воздухе.
…И МЫШКИН ЗА РУЛЕМ
Выйдя на набережную Москвы-реки, Билялетдинов продолжал рассказывать об олимпийском опыте с таким спокойным видом, будто привез с Игр как минимум серебряную медаль.
– Да все у нас было хорошо в Сочи, честно. Вопросов никаких не возникало. Взаимопонимание с ребятами было отличное. Всю необходимую для победы работу мы делали. И теоретическую, и практическую. На занятиях разбирали противника. Объясняли, что мы должны делать и как. Как играть против того или иного соперника. Именно поэтому, будь сейчас возможность перенестись на пару месяцев назад, я бы в своей предолимпийской работе ничего не менял.
– Почему тогда результат-то таким вышел?
– Не знаю… Трудно сказать... Анализ мы на исполкоме, конечно, сделали. И глубокий анализ. Просто многие вещи, сказанные там, мы не должны повторять тут. Да вы сами знаете, что я вам тут могу озвучить. Результативность подвела. Больше должны были забивать. Ну и в последней, четвертьфинальной игре допустили грубые ошибки.
– А вот ваш учитель Владимир Юрзинов обозначал проблемы куда более системные. И серьезные. Например, он говорил, что модель игры сборной была не та.
В ответ на реплику автора этих строк Билялетдинов на секунду "завис", поиграл в гляделки – и, повернувшись спиной, зашагал к автомобилю.
– Вы хотя бы читали тот всесторонний разбор ваших олимпийских гастролей, сделанный мэтром нашего тренерского цеха?
– Нет, – ответил специалист и поправил седую шевелюру. И улыбнулся Владимиру Мышкину, сидевшему за рулем подъезжавшей служебной иномарки.
Кстати, символично, что отвечавший в олимпийском штабе-2014 за работу с голкиперами Мышкин держал ответ на исполкоме вместе с Билялетдиновым. За валом критических упреков, справедливо обрушившихся после 19 февраля на главного тренера, его помощник с точки зрения оценок остался почти незамеченным. Спрашивать с него по всей строгости пришлось уже не общественности, а самим участникам лужниковского заседания.
И справедливо. Именно заместитель по вратарскому направлению стал одним из главных виновников сочинского фиаско. Завалил Мышкин не только Белые игры – весь олимпийский цикл. На Евротуре он упорно наигрывал пару Барулин – Кошечкин. В итоге к важнейшему турниру оба подошли в несовместимой с олимпийскими требованиями спортивной форме. Илья Брызгалов приехал на ЧМ-2013 в не самых лучших кондициях, но, попав под опеку специалиста, за три недели работы с ним растерял все, что имел. Если до приезда в сборную карьера этого голкипера просто медленно катилась по наклонной плоскости, то после неудержимо полетела в пропасть.
Бобровского на последний предолимпийский чемпионат мира, кстати, не захотел брать тоже Мышкин. Чтобы потом через полгода, уже в Сочи, называть отсутствие международного опыта главным препятствием к превращению обладателя "Везины" в железного первого номера национальной команды. То, что Бобровский на главном турнире четырехлетия был сильнее Варламова, было очевидно всей стране. Кроме Билялетдинова с его заместителем по вратарям.
Что ж, подбирать правильных помощников сильный руководитель тоже должен уметь. Пример – приходящий на смену Олег Знарок, чей ассистент по "Динамо" Рашид Давыдов по праву считается сильнейшим специалистом страны по работе с голкиперами. У него третий номер "Салавата" Еременко за год расцветал до MVP Кубка Гагарина. У Мышкина потенциальный MVP Олимпиады главные минуты четвертьфинала смотрел со скамейки.
С брызгами, летящими из-под шин увозившей Билялетдинова иномарки, из сборной России в 14.22 по московскому времени в среду уезжала очередная эпоха. Уезжала, оставив в наследство развалины надежд хоккейной страны. Которая мечтала об олимпийском золоте…
Многие философы убеждены, что любое, даже самое большое разочарование, делает человека крепче. Эта среда не оставила нам ничего, кроме этого самого шанса закалить собственный характер опытом борьбы с грустными эмоциями. Что ж, спасибо теперь уже бывшему главному тренеру сборной хотя бы за этот тренинг. Его, не пожелавшего даже напоследок рассказать верившей в олимпийское чудо стране хоть что-нибудь о хоккее и Сочи, больше благодарить вроде бы и не за что.