В городе Сочи - хоккейные дни и ночи
НАСЛЕДИЕ ИГР В СОХРАННОСТИ
Всех, кто в свое время побывал на сочинской Олимпиаде, при возвращении на Черноморское побережье будоражит главная мысль: что стало с пресловутым наследием Игр? В каком состоянии находится еще недавно новенькая, с иголочки инфраструктура, которой так гордились организаторы? Авторитетно можем подтвердить – ничего не развалилось, все на своих местах. Гостиницы, рестораны, дорожные развязки, да и идеально ровному покрытию здешних дорог Москва с Питером по-прежнему могут позавидовать.
Даже бездомные собаки – и те здесь. Помнится, два с небольшим года назад мир потрясла трогательная история американского лыжника, который увез на родину сразу несколько уличных псов. Один из приятелей тех эмигрантов на моих глазах смело направился к нерегулируемому переходу. Машины перед ним встали как вкопанные.
Спортивные арены в Олимпийском парке – тоже в полном порядке. "Большой", "Айсберг", "Шайба", "Ледяной куб"... "Адлер-арена", где проходили соревнования конькобежцев, теперь превратилась в Академию тенниса, в тесном соседстве расположился Центр фигурного катания Татьяны Волосожар и Максима Транькова. Добавилась разве что трасса для "Формулы-1", которая опоясывает площадь тесным кольцом.
Вся территория разбита на зоны высоким забором, что делает ее похожей на послевоенный Берлин. Проникнуть с набережной к спортивным объектам невозможно, равно как и пробиться в обратном направлении. Посетители, которых угораздило попасть в Олимпийский парк, чувствуют себя фельдмаршалом Паулюсом в советском "мешке". Чтобы снова выбраться на неограниченное пространство, нужно дать круг в несколько километров. Принцип "вход – рубль, выход – десять" в нашей стране неискореним.
Привет из неиндустриализированного прошлого удалось обнаружить только в развлекательном Сочи-парке, расположенном рядом. Измученный жизнью и нарзаном велорикша с облупленной коляской взывал "Эх, прокачу!", но как-то без энтузиазма. Мимо проскочил экскурсионный поезд в три вагона, набитый весело галдящими пассажирами. "Железный конь идет на смену крестьянской лошадке" – вспомнилось тут же. Велорикша подъехал к урне, запалил сигарету, но суровая примета времени настигла его и здесь. Охранник безжалостно прогнал несчастного, сославшись на запрет курения в общественном месте. Просто удивительно, как быстро эта норма добралась до курортного юга.
Парень затушил окурок, вздохнул. Грустно посмотрел на шатер с атрибутикой "Формулы-1", оставшийся после недавнего сочинского этапа. Сверху на него взирал Даниил Квят - шатер принадлежал "Ред Буллу". Рядом красовался рекламный слоган: "Вне времени". Судя по последним событиям, российский пилот с этим утверждением немного погорячился: держать шаг с течением времени не успевает уже и он.
ШАЙБА ОТ ПУТИНА
Именно Олимпийский парк со всеми своими ледовыми аренами и стал местом действия финальной части V Всероссийского фестиваля по хоккею среди любительских команд. Ей предшествовал отборочный турнир, известный болельщикам под названием Ночная хоккейная лига (НХЛ) и охвативший практически все российские регионы. В результате были отобраны 142 коллектива из самых разных уголков страны, которые пробились в заключительную часть соревнований, приехали в Сочи и разыграли первенство в семи дивизионах.
Три с лишним тысячи участников финального турнира вместе с женами, детьми и всей своей поклажей бросили якорь в гостиничном комплексе "Азимут". На балконах вместо плавок, полотенец и прочих пляжных принадлежностей появились коньки, налокотники с наколенниками и даже вратарские щитки, предназначенные для проветривания и просушки. По игровым майкам, образовавшим целые ряды по всей длине этажа, можно было изучать географию страны – Калининград, Мурманск, Хабаровск, Магадан, Ижевск, Петропавловск-Камчатский, Чита... Хорошо еще, что с моря тянул постоянный бриз: можно представить, сколь насыщенная атмосфера в противном случае царила бы на территории отеля.
В воздухе витали и соответствующие случаю разговоры – крепкие, соленые. Пожав руку встречному, кто-то за спиной смачно пояснял товарищу: "Эта б... в прошлом году выбила мне плечо". Вскоре тому, что в хоккей играют настоящие мужчины, явились и другие подтверждения. Несколько постояльцев отеля заметно прихрамывали, а один даже передвигался на костылях.
Центральным событием недели стал гала-матч фестиваля. В нем команда ветеранов отечественного хоккея, ведомая президентом Путиным и министром обороны Шойгу, сыграла со сборной Ночной хоккейной лиги. В составе последней помимо простых смертных значились Геннадий Тимченко, Владимир Потанин, братья Ротенберг и крупные федеральные чиновники – Дворкович, Воробьев, Евтухов... Поединок обслуживал президент Международной федерации хоккея Рене Фазель, у которого за спиной помимо работы в стоматологическом кабинете имеется еще и опыт хоккейного судьи.
Естественно, собравшихся больше всего интересовало, сколько забьет гарант конституции, год назад в аналогичной встрече отметившийся восемью заброшенными шайбами. Однако об этом, видимо, забыли предупредить вратаря сборной НХЛ, представленного в стартовом протоколе скромно – Максим Серов, любитель. В результате команда Путина победила 9:5, а на счету ее капитана оказался лишь гол и две результативные передачи.
КОГДА НЕ ИГРАТЬ НЕВОЗМОЖНО
Кляксой на фестивале, с журналистской точки зрения, стала работа пресс-службы. Ее сотрудница отметилась удивительной неорганизованностью и необязательностью, в день отлета просто забыв часть подопечных в гостинице. А вот организаторы самого турнира сработали четко и профессионально, справившись с огромным наплывом людей. Даже в ресторане, который обслуживал несколько тысяч клиентов фактически в режиме нон-стоп, серьезных накладок не возникало.
Меню участников Ночной лиги, кстати, практически то же, что и у игроков из настоящей НХЛ. Углеводы в виде макарон, богатая железом гречка и легкоусвояемое куриное мясо. Особым вниманием посетителей ресторана не пользовался даже шкаф, в котором соблазнительно блестели бутылки с беленькой, красненьким и пенненьким. Такой профессионализм хоккеистов-любителей откровенно поразил.
Правда, вечером во время прогулки по набережной ваш автор был вынужден несколько изменить свое мнение. Прилегающие рестораны, кафе, а то и просто окрестные лавочки буквально кишели людьми в спортивных куртках с названиями команд на спине. Одни отмечали победу в матче, другие – уже выигранный кубок, третьи просто радовались своему приезду на Черное море. Внимание привлекла парочка, расположившаяся на одной из скамеек. Судя по количеству пустой посуды вокруг, она сидела здесь уже долго.
Возвращаясь, услышал за спиной хриплые голоса. Угощавшийся на свежем воздухе дуэт дрейфовал в направлении нашей гостиницы. "Слушай, спроси Васильича, он завтра поставит меня на матч?" – заикаясь, попросил один. Другой в ответ согласно промычал. "Они могут не пить?" – засомневается кто-нибудь. "Они не могут не играть!" – подумалось мне.