Сергей Фурсенко: "Такое ощущение, что все это делается специально"
EURO-2012
Президент РФС рассказал о наказании, вынесенном УЕФА за инциденты с участием российских болельщиков в первом матче группового турнира Euro-2012 с Чехией, и дал оценку поведению поклонников национальной команды в Варшаве
Артем АГАПОВ
из Сулеювика
С прессой Фурсенко пообщался на тренировочной базе сборной под Варшавой и первым делом заметил:
- Дисциплинарный комитет УЕФА внимательно изучил видеозапись избиения стюарда на стадионе во Вроцлаве, когда атакующие вдобавок подогревали себя разного рода выкриками. Думаю, все видели эти кадры - особенно после того, как болельщики прокомментировали: мол, так этому стюарду и надо.
В итоге было вынесено очень жесткое решение. Нас, в первую очередь, волнует его условный характер. Просто потому, что с помощью каких-то неспортивных действий можно будет влиять на спортивные результаты. Раз нам грозит такое наказание, этим может воспользоваться сторона соперника.
Если бы была безусловная мера, прописанная в регламенте, то - что поделать? На все воля Божья. А в данном случае перевести условное наказание в безусловное противной стороне очень просто, это дело случая. И это нам кажется основанием для подачи апелляции.
- Когда ее подадите?
- Мы еще не получили полного набора документов с разъяснением, за что и как мы были наказаны. Пока только догадываемся. Один файер и одна шашка - это по 10 тысяч евро, а 100 тысяч плюс условное лишение 6 очков - за избиение стюарда. Само заседание проводили четыре члена дисциплинарного комитета, от нас объяснений не требовали. Этот орган вне влияния руководства УЕФА. Так что протесты и разговоры с моими коллегами по исполкому Европейского союза бессмысленны, нужно следовать прописанным процедурам по апелляциям.
- А прописано ли в регламенте, как условная мера может стать безусловной?
- В дисциплинарном регламенте все это есть. Соответствующий комитет может в экстраординарных случаях применять самые жесткие санкции. Если помните, какое-то время английские клубы не участвовали в еврокубках, а ведь такая мера изначально отсутствовала. Так что все зависит от наших болельщиков. Либо они научатся вести себя прилично, либо...
Складывается впечатление, что все это одна цепь: сначала бросают файер на стадионе, а потом отбивают этого бросавшего, которой был вычислен. Причем отбивали так, что у стюарда отбили все желание работать в этом месте. Следующий матч - еще один файер. Мы категорически осуждаем такие методы.
- Поведение болельщиков в матче с Польшей в расчет при вынесенном условном наказании не идет. А если что-то произойдет на игре с Грецией?
- Мы пока не получили официальных документов - за исключением информационного письма. Но если, не приведи Господь, что-то будет в субботнем матче с Грецией... Честно говоря, даже не знаю, что случится потом.
- Согласны, что РФС несет ответственность за такое поведение болельщиков?
- Это прописано в регламенте УЕФА, а согласны мы или нет - второе дело. Знаете, очень многие в нашем российском чемпионате протестуют против того, что должны нести ответственность за поведение болельщиков. Клубы платят за это достаточно большие штрафы, хотя сами они петарды не взрывают и файеры не зажигают. Тем не менее, клубы за это отвечают.
Наверное, РФС должен больше работать с болельщиками, хотя на таком форуме, как чемпионат Европы, делать это крайне сложно. Приезжают люди со всей России - это раз. Во-вторых, часть билетов - в том числе и на те места, с которых файеры бросали, - разыгрывалась в лотерее УЕФА. Мы напрямую к этим болельщикам не имеем никакого отношения, кроме того, что у них есть национальная принадлежность. Но мы их не знаем, мы их не видели. С самого начала предлагалось, чтобы вся продажа билетов шла через РФС, тогда мы смогли бы контролировать болельщиков и четко понимать, что, зачем и почему. А в данном случае, конечно, сложно отвечать за людей, которых видишь в первый раз.
- Так не стоит ли изменить систему работы с болельщиками?
- Думаю, это необходимо сделать. Должен быть только один центр компетенции по работе с болельщиками, я абсолютно в этом уверен. Если РФС за этот вопрос отвечает, то, значит, обязан отвечать полностью.
- Как РФС может повлиять на Всероссийское объединение болельщиков?
- У нас самый непосредственный механизм - руководитель этой организации входит в исполком РФС. Он уж точно должен отвечать за деятельность своего объединения. Мы в общем-то всегда находили общий язык с организованными болельщиками. Но сейчас какая-то очень странная вещь происходит, честно вам скажу.
- Платини обещал жестко бороться с проявлениями расизма. Но вот, к примеру, часть испанских фанатов в матче с Италией подвергла обструкции Балотелли. Тем не менее, никаких санкций не последовало. А РФС жестко наказали за драку...
- Я не привык кивать на других. Если у нас есть какие-то нарушения, то нужно за свои действия отвечать. И сравнивать... Обращаю внимание прежде всего на то, что касается наших болельщиков. В частности, сейчас мы собираем видеоматериалы и показания пострадавших, чтобы обратиться в УЕФА с запросом о неправомерных действиях, которые привели к травмам наших сограждан. Да и моральный ущерб нанесен огромный. Большое количество российских болельщиков подверглось насилию. Вне всякого сомнения, и УЕФА, и принимающая сторона несут за это ответственность. Мы хотим добиться правды, узнать, кто виноват, и сделать так, чтобы эти виновные были наказаны.
- Есть ли данные о числе пострадавших?
- Их не так много. Двое были в больнице, но они, как говорят, не тяжелые. Мы сделали все возможное, чтобы посетить тех, кто попал под арест. В частности, за брошенный файер на варшавском матче один человек сидит. Есть видеосвидетельство, и ему не удастся доказать, что это был кто-то другой. Так что и ему предстоит нести ответственность перед правоохранительными органами. Но все равно посольство, чем только может, нашим гражданам помогает. А нам, понятное дело, УЕФА ужесточит санкции, потому что произошел рецидив.
- Не стоит ли взыскивать штрафы, наложенные УЕФА, с тех болельщиков, которые бросают файеры?
- Мы будем стараться это сделать. Пока это, по большому счету, в России невозможно, потому что нет законодательной базы, но сейчас наши юристы прорабатывают механизмы, с помощью которых можно будет переводить ответственность на болельщика, который виноват. А если это сделано организованно, значит, пусть вся группа людей заплатит. Хотелось бы верить, что все нарушения неорганизованные, но факты говорят об обратном.
- Правда ли, что некая группа провокаторов специально приехала в Польшу ради таких акций?
- Такая информация у нас есть.
- А какова судьба задержанных польских хулиганов?
- Уже состоялся ряд судов. Несколько десятков человек осуждены. Там, правда, условные сроки. Но думаю, после обращения президента РФ к премьер-министру Польши санкции будут ужесточены.
- Почему не говорят о наказании Польского футбольного союза?
- Главным образом ответственность несут организаторы соревнований - оргкомитет, который является подразделением УЕФА, и польские власти, ведь они давали соответствующие гарантии безопасности. Польский футбольный союз ответственен в меньшей мере, хотя по регламенту УЕФА он отвечает за своих болельщиков. Мы напишем обращение по поводу беспорядков и наших пострадавших людей. Я, как член исполкома УЕФА, буду способствовать тому, чтобы соответствующие меры были приняты, а с другой стороны, чтобы наша апелляция была удовлетворена.
- Будут ли предприняты какие-то дополнительные меры для обеспечения безопасности российских болельщиков перед матчем с Грецией?
- Мы ведем переговоры с посольством, а оно - с Министерством внутренних дел Польши. Постараемся максимально обезопасить наших болельщиков от посягательств хулиганов. Тем более что нам пообещали: порядка будет больше. Стоит отметить, что польская полиция в целом работала профессионально, но разорваться ей было сложно - хулиганы нападали на маленькие группы болельщиков в разных местах.
- Официальные извинения вам приносили?
- В РФС ничего не поступало. Кроме разговора польского премьер-министра с нашим президентом - ничего не было.
- А вы сами планировали пойти на марш болельщиков в День России? И не пожалели ли, что в итоге на него не пошли?
- У нас, знаете, немного другая работа. Мы марши не организовывали, на них не бывали. Почему был организован этот марш, если честно, не в курсе. Считаю, что никогда нельзя провоцировать других людей действием. Прекрасно понимаю, что в День России люди хотят провести демонстрацию, но... В самих таких проходах, может, и нет ничего плохого. Но поскольку заранее было сказано, что будет некое подобие демонстрации, хулиганы, конечно же, подготовились по полной программе.
- Явится ли происходящее вокруг чемпионата вашим козырем в деле принятия соответствующих законов в России?
- Знаете, мы в данном случае не в карты играем. Вам прекрасно известна моя позиция: законодательство должно быть ужесточено. Люди, которые нарушают закон, должны быть наказаны. То, что делается отдельными болельщиками, приносит колоссальный ущерб клубам, которые и так немного зарабатывают. Если не наведем порядок на стадионах, то развивать футбол получится с трудом.
Поэтому и обращаюсь и к депутатам, и к руководству страны: законодательство в части поведения болельщиков должно быть ужесточено. Пусть это кому-то и не понравится. Офшорных зон в нашем государстве быть не может.