"Бессмертный полк". Версия спортсменов
Сложно найти семью в России, которую не коснулась боль войны. Ужасные события 1941 – 1945 года уже далеко в прошлом, но память о подвиге народа будет жить вечно. Одно из ярчайших доказательств тому – акция "Бессмертный полк", которая на протяжении последних лет набирала мощь и масштаб, и на сегодня стала одним из главных символов Дня Победы. Мы решили виртуально присоединиться к благородному и важному движению и рассказать несколько семейных историй российских спортсменов.
Дмитрий ТАРАСОВ, полузащитник "Локомотива"
В семейном архиве чемпиона России есть настоящее сокровище. 9 мая 1945 года его дед, узнав на фронте о Победе, написал своей матери письмо, которое дошло до адресата и сохранилось. Написано оно столь трогательным языком, что сложно остаться равнодушным, читая эти строки:
"Здравствуй, дорогая мама. Шлю тебе свой привет и крепко целую. Мама, вы знаете, какой сейчас для нас счастливый день. Этот день мы давно ждали, и чтобы приблизить этот день, я крепко бил фрицев. И вот я про этот день услышал ночью в госпитале на кровати и до рассвета не спал, наши бойцы всю ночь салютовали. Этот день у нас останется навсегда в памяти. Мама, я не знаю, где вы этот день празднуете, но думаю, что и у вас этот день останется в памяти. Теперь походы наши закончены, жди как вылечусь домой, но может еще придется служить..."
Артем РЕБРОВ, вратарь "Спартака"
В семье вратаря красно-белых с особым трепетом относятся к памяти своих ветеранов. Отец футболиста сохранил все медали, документы и личные вещи своего дела-фронтовика и создал в своем доме мини-музей. Чтобы внуки знали и ценили.
Прадед Реброва Александр Иванович Молоканов воевал еще на Финской. А в 1945-м оказался на Дальнем Востоке. Он был связистом. На фронте получил контузию, зацепился за провода ногами. Нашли его через какое-то время, на поправку пошел. Но после этого случая плохо слышать стал.
По словам Реброва, прадеда он помнит, хотя был совсем еще маленьким – возможно, как раз по той причине, что будущему спартаковцу приходилось громко кричать, чтобы старик его услышал. А еще у Александра Ивановича всегда болели ноги, и даже летом он ходил в валенках.
Алексей и Василий БЕРЕЗУЦКИЕ, защитники ЦСКА
Березуцкие убеждены, что День Победы – самый важный праздник из всех существующих. Оба деда близнецов внесли свой вклад в общую победу. Тезка одного из из братьев – Василий Березуцкий – строил оборонительные сооружения. А второй дедушка – майор Стефан Петряев – был командиром дивизиона минометного полка минометной Ленинградской бригады. Он участвовал во множестве сражений, и за проявленный героизм, а также за умение руководить боем в сложной обстановке был награжден орденом Александра Невского. Таким орденом награждали за личную отвагу, мужество и храбрость и умелое командование. Внуками Стефан Петряев мог бы гордиться – на футбольных полях они Россию всегда защищали храбро и отдавали все силы.
Елена НИКИТИНА, призер Олимпиады по скелетону:
– Мой прадедушка, Ефим Гаврилович Запорожец, бежал из плена, затем возил полные машины снарядов на передовую, вот все что знаю про него. Но я горжусь им, и сегодня пойду с его портретом в Бессмертном полку.
Магомед ОЗДОЕВ, полузащитник "Зенита"
У хавбека сине-бело-голубых в роду есть удивительный человек. Это родственник по материнской линии, дядя его дедушки – Абдула Дудиевич Цороев. Он награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями "За оборону Москвы", "Партизану Отечественной войны" I и II степеней. Дважды представлялся к званию Героя Советского Союза.
Абдула воспитывался на примере своего отца, погибшего в боях в Гражданскую войну, и двоюродного брата Бейсултана, воевавшего в знаменитой Дикой дивизии (впоследствии он был личным охранником Серго Орджоникидзе). После школы Абдула уехал в Москву, поступил в театральное училище на актерское отделение, однако год спустя решил стать военным и пошел в Белорусское военное училище. Свой первый бой молодой лейтенант принял в 1941 году под Брестом. Во время отступления его рота встретилась в лесах с отрядом Дмитрия Медведева, состоявшего из сотрудников органов безопасности, и Цороев остался с ним, занимался диверсионной деятельностью.
Отряд Медведева воевал вместе с легендарным разведчиком Николаем Кузнецовым. Соединение провело 83 боевых операции, уничтожило 11 немецких генералов и высших государственных чиновников, 31 воинский эшелон. Также партизаны раздобыли сведения о подготовке фашистами покушения на участников исторического совещания в Тегеране – Сталина, Рузвельта и Черчилля и готовившемся немцами наступлении на Курской дуге.
Сослуживцем Цороева был Юрий Андропов. Однажды предок футболиста "Зенита" вывел к своим будущего председателя КГБ и генерального секретаря ЦК КПСС, получившего тогда ранение. После войны Андропов отблагодарил спасшего ему жизнь тем, что построил ему в Ингушетии дом. По словам Оздоева, это был чуть ли не первый кирпичный дом во всей республике.
Григорий ДРОЗД, бывший чемпион мира по боксу:
– Так сложилось, что я очень плохо знаю жизнь своих дедов и прадедов. Я никогда их не видел и не было, с кем обсудить. Зато у меня есть история моей прабабушки Татьяны Карповой, ее муж ушел на войну, и не вернулся. Сама она с Алтая, работала на озере Петровском на конезаводе и с боевым ружьем охраняла коней, отвечала за сохранность этого завода. Этот объект имел стратегически важное значение в то время. С помощью гужевой силы тогда пахали на полях, передвигались, и кони зачастую помогали людям выживать. Всю войну прабабушка прослужила на этом заводе и сумела с помощью таких же как она уберечь его от захватов. Так она внесла свою лепту в общую победу.
Владимир ЮРЗИНОВ, заслуженный тренер СССР и РФ, двукратный чемпион мира в качестве игрока, олимпийский чемпион, 11-кратный чемпион мира в качестве тренера.
– В 1941 году авиационный завод, на котором работал мой отец, эвакуировали в Молотов – так тогда назывался город Пермь. Все работники отправились на специальных эшелонах вместе с семьями, поезда бомбили.
Нас поселили в бараках. Их продувало и было очень тяжело отапливать. Вокруг них изо дня в день появлялись новые и новые могилы – в основном детские. Очень многие дети умирали от голода и болезней. Хорошо, что моя мама была молодой, она находила силы растить меня. Ходила в близлежащие деревни, меняла вещи отца на продукты – хлеб, крупу.
На фронтовом эшелоне еще до конца войны мы вернулись в Москву. Прописались вместе с бабушкой, работавшей на заводе уборщицей. Спасибо директору завода, что предоставил ей жилплощадь, а ведь мог и не обратить внимание на проблемы.
Чувство голода не покидало меня еще много лет после войны. Газированная вода и мороженное было сказочной едой. Они, словно топливо, заправляли нас, детей, на целый день, и после них мы могли целый день носиться по двору, играть во всевозможные спортивные игры.