Карполь выбирает розовый
Вчера прошли первые игры регулярного первенства
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Стартовый тур был лишен "гвоздевого" матча. Претенденты на медали начнут играть друг с другом с понедельника, а программа этих "свиданий" исчерпает себя 9 ноября, когда в Казань из Краснодара приедет звездная американка Дестини Хукер и Ко. Зато календарь вчера дал возможность внимательнее взглянуть на задумки клубов, все больше озабоченных не только собственно игрой, но и тем, что в обычной жизни называется модой. Люди, которые делают наш клубный волейбол, больше не желают выглядеть банально!
Межсезонье с этих позиций выглядело предельно бурным. Казанские кружева и оборки на майках. Кубанский эксклюзив итальянского дизайна и пошива. Омский разгул фантазии в именах на игровых майках. Божья коровка, прилетевшая на клубную эмблему казанского "Динамо". Обновленный талисман московского "Динамо". Новые клубные логотипы "Омички" и "Уралочки", сайт "Тюмени", имя красноярской команды. Показательно: все это случилось в нашем клубном волейболе за одно, недавно ушедшее от нас лето.
Уральский креатив в моей личной табели о рангах - безоговорочно № 1 в лиге. Николая Карполя, на мой взгляд, эти новации характеризуют ничуть не меньше, чем его титулы и фирменная манера ведения игры. В свои 74 года он открыт для перемен и экспериментов. Понятно, что не сам Николай Васильевич придумывает дизайн юбок и выбирает цвет игровых маек. Идеи принадлежат его дочери Надежде Карполь, работающей в клубе де-факто креативным директором. Гендир "Уралочки" Валентина Огиенко идеи не просто поддерживает, но и продвигает, причем порой - силой своего характера. В прошлом году олимпийская чемпионка, ставшая менеджером, отстояла право "уралок" на юбки в ВФВ, где поначалу от новаций были не в восторге. Теперь Карполь, без которого в "Уралочке" любые значимые решения не принимаются, выбрал розовое.
Летом великий тренер при помощи дочери не только одел свою команду в майки и кроссовки цвета, явно украсившего "Уралочку", но и сменил клубный логотип. Внешне его, наверное, можно и доработать, но сама суть - она точная, верная. Делая летом змейку из "Сказов" Бажова официальным символом клуба, "Уралочка" точно формулирует посыл к своему зрителю, сохраняя привязку к месту, где живет.
Новый образ "Омички" - кошка на эмблеме и неофициальное, но активно пропагандируемое название "Омские кошки" - в этом смысле менее удачны (почему тогда не сибирские?). Вызывает вопросы и красноярское желание сделать все команды города тезками большой сибирской реки. Однако само стремление изменить мир к лучшему, сделать его хоть немного ярче - обнадеживает.
1-й тур. Уфимочка - Динамо Кз - 0:3 (10:25, 17:25, 16:25), Уралочка - Енисей - 3:0 (25:17, 25:23, 25:17), Омичка - Протон - 3:0 (25:21, 25:13, 25:19), Факел - Динамо М - 1:3 (25:17, 9:25, 27:29, 18:25), Северсталь - Динамо Кр - 2:3 (26:28, 25:15, 25:21, 20:25, 12:15), Заречье-Одинцово - Тюмень - 3:2 (21:25, 19:25, 25:22, 25:17, 15:13).
Своим мнением о нововведениях в лиге поделился главный тренер наших чемпионок мира, пока не занятый ни в одном клубе
Владимир Кузюткин: "Я консерватор. Прозвища и юбки - не для меня"
- В мае вы оставили "Омичку", а к октябрю у этой команды появился не только новый тренер, но и форма, эмблема. Теперь за "Омичку" играют Юла, Фризя, Тереха, Орел, Боша. Вы как к этому относитесь?
- Я консерватор. Меня даже юбки, в которых "Уралочка" второй сезон начала, смущают. Мне кажется, это все-таки форма для травяного хоккея, а не волейбола. Если говорить об игровых прозвищах, то увлекаться гонкой за оригинальностью не стоит. Я понимаю, почему у Хамутцких на майке "Борода" написано. Он такой один, и борода у него тоже уникальная. А почему Боша - это гадать нужно.
- Если бы остались в Омске, такой разгул креатива был бы пресечен в зародыше?
- Мера нужна во всем. У Кузякиной на майке "Вика" написано, а у Фатеевой - ее фамилия. Оба варианта мне нравятся. Но нельзя все подряд огульно запрещать, если тебе лично это не импонирует. Не мне тут быть истиной в последней инстанции.
- В сборной, когда вы с ней работали, капитан команды Мария Бородакова однажды предложила написать на ее майке "Маня". Вы идею, что называется, "задвинули". Не понравилось предложение?
- Это сборная такой великой державы, как Россия. "Маня" - это прекрасный вариант, но уместный в клубе. Сборной России к лицу сдержанный консерватизм.
- У национальной команды сегодня нет главного тренера. В декабре ВФВ объявит конкурс. Вы будете в нем участвовать?
- Пока не решил. Смущает именно эта постановка вопроса - идти на конкурс. И не только меня одного. Гилязутдинов явно не в восторге от этой перспективы, Панков не хочет еще раз стать студентом, хотя оба моложе меня. Для тренера понятнее выбор федерации, хотя без собеседований с кандидатами тут все равно не обойтись. Может, конкурс - это и есть собеседование?! Пока никаких документов, которые могли бы прояснить ситуацию, нет. Если появятся, можно будет говорить предметно: "да" или "нет" и "почему". А так все будут уклончиво отвечать по сути дела. Хотя желание работать у меня есть, и громадное. Я этого не скрываю.
- Как думаете, долго вам ходить на волейбол в качестве зрителя?
- От меня тут мало что зависит. Будет предложение - рассмотрю с удовольствием, даже самое неожиданное. Благо диабет, который меня буквально изводил в Омске, удалось подлечить. Самочувствие бодрое и боевое. Если откровенно, то я немного засиделся дома. Хочется дела, и дела серьезного.
- В суперлиге хорошие места занимают иностранцы. Вас в "Омичке" заменил Зоран Терзич, в Краснодар приехал Авитал Сэлинджер, в Москве будет работать Светлана Илич. Не обидно за российскую тренерскую школу?
- Обидно, но тренеров топового уровня, способных решать максимальные задачи, у нас мало. Их нужно готовить, а потом беречь. Сергея Овчинникова, увы, не сберегли. Громадная, считаю, для нашего волейбола потеря. И невосполнимая на сегодня. "Динамо" как сумело, так вопрос после гибели Сергея и решило. Решило разумно, стоит заметить. Наверное, на этом этапе команде нужна именно тренер-женщина, но с русским языком. Однако всем нам стоит помнить, что ВФВ может и должна лоббировать национальные интересы.
- Это как?
- Федерация у нас мощная. Авторитет есть, он значительный. С этих позиций она может помогать молодым тренерам и специалистам из топовой обоймы с трудоустройством. Иностранцы уедут, а мы останемся. В этом смысле Сэлинджер пользы российскому волейболу больше принесет, чем Терзич. Голландец приехал один. Он контактен, хочет тут остаться надолго и будет если не учить, то помогать тянуться до своего уровня тем, кого клуб сделает его помощниками. А в Омске в главной команде теперь работают только сербы. Ушакова, который возил студенческую сборную России на Универсиаду 2009 года и был недолго главным в родном клубе, сослали в дубль. Жаль, он мог бы чему-то научиться, сохранись в штабе "Омички" при Терзиче. Однако для этого нужна воля клуба.
- Сэлинджер или Терзич могут отнять у Казани золото?
- Омску будет тяжело повторить наш весенний результат. Игроки классные, но подобраны бездумно. Нельзя идти на большое дело, не обеспечив прочный тыл. Тыл в волейболе - это прием. В "Омичке" летом хотели взять Соколову и Спасоевич, я приглашал Ходж, но в итоге принимать будут люди, которые всю карьеру очень хорошо атаковали, а не защищались. Выдержат они весь сезон? Краснодар собран гораздо умнее, но нынешняя Казань сильнее всех, причем намного. Остановить ее могут только невероятные форс-мажорные обстоятельства. Но у Гилязутдинова организация и опыт сегодня такие, что подобной ситуации он допустить не должен.
- Перспективы московского "Динамо", еще одного не чужого вам клуба, как оцениваете?
- Состав ровный, в нем есть Наташа Обмочаева, которая может очень многое и способна прогрессировать. Думаю, медали будут. А вообще если Казань стоит особняком, то остальные далеко друг от друга не ушли. Многое тут решит тренерское мастерство. Именно поэтому я бы не стал сбрасывать со счетов "Уралочку". Тут не только все в порядке с юбками и красивыми майками, но и тренер есть. Карполь - это по-прежнему козырь, и для многих непобиваемый.