Русский Форрест Гамп
ТРЕНЕР ГОДА ПО ВЕРСИИ "СЭ"
Впервые тренером года по версии "СЭ" дважды подряд стал один специалист. Это удалось наставнику казанского "Зенита" и сборной России Владимиру Алекно, для которого минувший год стал самым успешным в тренерской карьере.
"У всех ли из нас есть судьба? Или мы летим по жизни, как перышко на ветру?.." На эти извечные вопросы из трогательной финальной сцены великого фильма "Форрест Гамп" каждый отвечает по-своему. Сам же Форрест, если помните, выразился так: "Мне кажется, и то, и другое происходит одновременно".
Тренерская судьба Владимира Алекно – все равно что путь русского Форреста Гампа. С падениями, взлетами, преодолением препятствий, огнем, водой, медными трубами, случайностями и закономерностями, сомнениями и риском…
Как и у Форреста, эта судьба порой описывала невероятные зигзаги. Тем не менее, наш "рядовой Гамп" оставался беззаветно и часто безответно предан своей "Дженни" – ее Величеству Игре, и в конце концов получил все, о чем мечтал. Результат. Славу. Статус одного из лучших российских тренеров в истории. И ощущение полного, бесконечного профессионального счастья.
До Алекно никому не удавалось удостаиваться двух титулов "тренера года" кряду. Однако оба этих триумфа были очевидны и без всякого голосования журналистов "СЭ". В 2011-м мужская сборная России под руководством Алекно выиграла ровно столько же (Мировая лига плюс Кубок мира), сколько за 18 предыдущих лет своего существования. В 2012-м помимо нашего первого за 32 года волейбольного олимпийского золота (и первого командного – в XXI веке) Алекно пополнил личную коллекцию званием победителя Лиги чемпионов.
Наверное, то, что именно этому человеку будет суждено вернуть наш волейбол туда, где он с его богатейшими традициями и обилием звезд мировой величины и должен находиться, можно было предположить еще в середине 2000-х, когда Алекно только-только вернулся в Россию из Франции, где блестящей работой в клубе "Тур" зарекомендовал себя одним из самых перспективных тренеров Старого Света.
Но ответьте: кто предрекал ему грядущую славу в 2007-м, когда, пережив ряд болезненных поражений с суперзвездным столичным "Динамо", Алекно потерпел, пожалуй, самое оглушительное для России клубное фиаско - в Москве, в полуфинале Лиги чемпионов, от… "Тура"? Или тем более спустя несколько месяцев после того конфуза, когда, приклеив к себе (как казалось, навечно) ярлык тренера-неудачника, он проиграл еще и домашний финал чемпионата Европы? Да кому?! Никогда прежде не попадавшим в медали ЧЕ и ЧМ испанцам?..
Ссылки на "отсутствие логики в спорте" звучали тогда из уст Алекно так же неубедительно, как убедительны сегодня его рассуждения о правомерности ставших уже знаменитыми смен амплуа Дмитрия Мусэрского и Максима Михайлова в лондонском олимпийском финале с Бразилией. Однако прижатый к стенке, тонувший в потоках критики, изгнанный из "Динамо", а после пекинской Олимпиады – и из сборной тренер не сдался. Наверное, потому, что, по примеру Форреста Гампа, продолжал бороться не с окружающей его действительностью, которую изменить был не в состоянии, а с самим собой, извлекая из каждой следующей своей ошибки уроки на будущее.
И Алекно, не изменяя себе, изменился. Обратил царившую прежде в тайм-аутах панику в способную вдохновить любого подопечного на подвиг страсть. Куралесицу с заменами в концовках партий – в неожиданные для неспециалиста, но по-спортивному наглые и почти всегда результативные ходы, с убийственной регулярностью превращающие счет 0:2 по сетам в 3:2. Клубную предвзятость при определении состава сборной – в почти кристальную кадровую объективность.
Выиграв четыре подряд чемпионата России с казанским "Зенитом" и заработав повторный шанс проявить себя в национальной команде, Алекно вернул у Фортуны все долги. Причем с процентами! И вдобавок к суперталантливому волейбольному поколению Михайлова, Волкова и Ко мы получили еще и волейбольного супертренера, способного хоть завтра (с его-то опытом жизни за границей и владением французским и итальянским языками) принять любую топовую иностранную сборную.
У которого, кстати, многое впереди. Ведь Романычу, как величают лауреата "СЭ" сами игроки, 46 лет. Всего на три больше, чем по-прежнему продолжающему выходить на площадку связующему Вадиму Хамутцких…
В каком направлении полетит "перышко" Алекно дальше и приземлится ли через четыре года на верхней ступени пьедестала в Рио-де-Жанейро? Еще пару лет назад мы бы ответили: зависит от ветра. Теперь же – нет. Хозяин своей удивительной тренерской судьбы, Владимир Романович все решит сам. И каким бы ни было это решение, оно должно оказаться верным.
Интервью Владимира Алекно - Часть 1 // Часть 2
Другие материалы по теме - Год Владимира Алекно // Фотогалерея "Тренеры года по версии "СЭ"