4 декабря 2009, 10:31

Станислав Шевченко: "Не надо обманывать себя, что мы лучше всех разбираемся в волейболе"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

На днях гостем "СЭ" был первый вице-президент Всероссийской федерации волейбола, ныне исполняющий обязанности президента ВФВ - вместо недавно покинувшего этот пост Николая Патрушева.

Напомним, что Патрушев, который возглавлял ВФВ последние пять лет, объявил об отставке 18 ноября - в связи с загруженностью по работе в должности секретаря Совета безопасности РФ. Выборы нового президента ВФВ намечены на весну 2010 года. До этого момента руководить федерацией с приставкой "и. о." будет Шевченко.

 В МУЖСКОЙ СБОРНОЙ НЕ ХВАТАЕТ КОНКУРЕНЦИИ

- Уже успели почувствовать свалившийся на вас груз ответственности?

- Наверное, да. Не могу сказать, что в моей жизни что-то кардинально изменилось. Основные функции остались теми же. Но ощущения все-таки немного другие. Должность первого вице-президента подразумевала, что наверху есть кто-то, чья ответственность еще выше. У президента этого "кого-то" нет. Он может советоваться, но окончательное решение обязан принимать сам. Впрочем, Патрушев, оставив президентское кресло, не покинул ВФВ. Напомню, что при федерации был создан наблюдательный совет, который Николай Платонович и возглавил. Полномочия у этого нового руководящего органа достаточно широкие. Совсем скоро пройдет его первое заседание. Так что Патрушев продолжит принимать самое активное участие в жизни федерации, о чем его, собственно, и просили все члены президиума.

- Широкие, как вы сами выразились, полномочия наблюдательного совета включают право назначить или, наоборот, уволить президента ВФВ?

- Нет. Согласно уставу, имя нового президента назовет отчетно-выборная конференция. В число ее участников, разумеется, войдут и члены наблюдательного совета. Кстати, в связи с учреждением последнего в устав будут внесены некоторые изменения. Но процедуры президентских выборов эти коррективы не коснутся.

- Не боитесь, что в связи с переходом Патрушева на менее публичную должность у ВФВ возникнут проблемы с поиском новых спонсоров? Ведь многие инвесторы, решая помогать российскому волейболу, наверняка первым делом реагировали на громкое имя экс-президента.

- Благодаря Патрушеву федерация в финансовом плане прочно стоит на ногах. И я не вижу предпосылок для серьезного ухудшения ситуации. На сегодняшний день долгосрочные спонсорские контракты с ВФВ имеют "Газпром", "Трансмашхолдинг", "Роснефть", ВТБ, ВЭБ. Со всеми этими компаниями у нас установились тесные дружеские связи. Убежден, мы продолжим работать в одной упряжке независимо от кризиса и перестановок внутри федерации.

- Когда станут известны имена кандидатов на пост президента ВФВ?

- Прием кандидатских заявок прекратится за 30 дней до отчетно-выборной конференции, которая запланирована на апрель будущего года. Ее регламент должен утвердить президиум ВФВ. Пока мне не известно, кто собирается баллотироваться на президентский пост. Но лично я заявку подам. Это решение окончательное.

- В кулуарах вас уже сейчас называют чуть ли не единственным реальным кандидатом. Судя по результатам, которые показали наши сборные в 2009 году, будущему преемнику Патрушева достанется непростое хозяйство…

- Наоборот. Хозяйство-то как раз благополучное. И с экономической точки зрения, о чем я уже говорил, и с точки зрения спортивных перспектив. Да, уходящий год принес российскому волейболу в основном разочарования. Однако эти неудачи не перечеркнули успехов, которых мы достигли. Все последнее время волейбол в стране бурно развивался. Успела сформироваться мощная клубная система, расширился круг болельщиков, наконец, мы заметно упрочили свои позиции в международной иерархии. Так что корыто вовсе не разбитое. Если в нем и есть небольшие трещинки, то это лишний стимул для дальнейшей работы, а не повод впадать в депрессию.

- Но четвертое и шестое места, занятые мужской и женской сборными России соответственно на ЧЕ-2009, согласитесь, сложно назвать "небольшими трещинками".

- Не спорю. Приятного здесь мало. Однако не стал бы мешать в одну кучу мужские результаты с женскими. На мой взгляд, у них были совершенно разные предпосылки.

- И в чем же вы видите причины провала мужской сборной России в Турции, куда наша команда отправлялась в ранге главного претендента на золото?

- А вы вспомните, когда в последний раз нас не считали главными фаворитами ЧЕ? Так было и два года назад в Москве, и четыре года назад в Италии. И хотя на тех турнирах занимались более высокие места, в сущности со сборной происходило то же, что и сейчас в Турции. Легче всего списать эти неудачи на невезение, злой рок. Вспомните, в римском финале мы две партии возили итальянцев "носом по паркету", в московском были в одном забитом переходящем мяче от победы над испанцами, теперь в полуфинале "отпустили" французов со счета 13:9 на тай-брейке… Но раз подобное происходит из года в год, при трех разных тренерах, значит, дело не в мистике! Очевидно, существуют некие системные проблемы, от которых наш волейбол по-прежнему не избавился. И эти проблемы вылезают наружу в самый неподходящий момент.

- Какова главная из этих проблем?

- Мне кажется, что сборной России последних лет явно не хватало конкуренции за место в основе. Ряд игроков почувствовали себя незаменимыми. Они решили, что для попадания в состав вовсе не обязательно прикладывать лишние усилия на тренировках. По ходу групповой стадии такое отношение сходило с рук: наш волейбол смотрелся идеально. Но при игре "под давлением" все эти послабления неминуемо приводили к ошибкам, причем серийным. Говоря об этом, я прежде всего имею в виду так называемое среднее поколение. К возрастным ребятам претензий нет. Они давно уяснили: для того чтобы что-то получить, надо сначала что-то отдать. Поэтому всегда тренируются в полную силу.

 НАДО СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ "ШКОЛЫ"

- Ну и что делать в такой ситуации?

- Привлекать в сборную новых игроков. Чтобы на каждую позицию претендовали минимум по 2 - 3 человека. Наша яркая победа на последней универсиаде - единственное белое пятно в 2009 году - и текущая ситуация в клубах суперлиги говорят о том, что проблем с притоком свежей крови в сборной быть не должно. Тогда, уверен, жаловаться на высокие нагрузки, предлагаемые нынешним главным тренером Даниэле Баньоли, никто не будет. Иначе просто вылетит из команды. Да Баньоли и не предлагает чего-то запредельного. Поверьте, те же бразильцы тренируются гораздо интенсивнее. Когда я встречаюсь с президентом их федерации Ари Грасой, он все время мне об этом напоминает. Говорит: "Наши парни знают, что русские работают меньше. И поэтому всегда уверены в победе над ними".

- А не кажется ли вам, что одной из главных проблем нашей мужской сборной является отсутствие нормального контакта между Баньоли и его российскими коллегами из клубов суперлиги? Яркий пример - тренерский совет по итогам ЧЕ-2009, на котором итальянец был подвергнут обструкции. Разве можно двигаться вперед в условиях такой разобщенности?

- На мой взгляд, тренерский совет, напротив, показал единство внутрироссийского тренерского сообщества, а не его разобщенность. Конечно, были специалисты, которые поспешили спустить на Баньоли всех собак. Но большинство тренеров суперлиги сошлись на том, что причину неудач сборной нужно искать в иной плоскости. Что то самое "среднее поколение" действительно витает в облаках. И что постановка тренировочного процесса в некоторых клубах, возможно, этому способствует.

Никакого отторжения Баньоли его российскими коллегами я не заметил. Была критика. А главного тренера сборной критикуют всегда и везде. Не важно - иностранец он или "свой", новичок или мэтр. Наверное, сам Баньоли допустил кое-какие ошибки. Но они не шли ни в какое сравнение с целой серией глупостей, которые позволил себе почти каждый игрок сборной России в концовке полуфинала ЧЕ.

- В том роковом матче с Францией был не только обидно проигранный тай-брейк, но и первые два сета, когда россияне по всем статьям уступили куда менее мастеровитому противнику…

- Если бы каждый наш сборник по-настоящему трясся за место в составе, такого провала точно не последовало бы. Впрочем, французы изначально являются для нас крайне неудобным соперником. Как и любая другая команда, делающая упор на "общую игру". Увы, в этом компоненте мы уступаем очень многим. Таковы особенности российской волейбольной школы, где еще на детском уровне ставка делается на физическую готовность и игру у сетки, но мало внимания уделяется защите, приему, тактике, а связующих отбирают по остаточному принципу. Между тем в волейболе уже давно недостаточно высоко прыгать и сильно бить по мячу. Связующий же и вовсе превратился в ключевую фигуру. Вспомните, кто выигрывал последние Олимпиады. Американцы с Боллом, бразильцы с Маурисиу и с Рикарду, голландцы с Бланже, сербы с Грбичем… Вот и нам надо готовить игроков этого амплуа более тщательно. И массово. Равно как и волейболистов "тетюхинского" типа. С поставленной "общей игрой".

- Кто заставит клубы готовить такую молодежь?

- Эти навыки должны закладываться в школе. А школами занимаются как раз клубы. Многие из них уже начали серьезно менять подход к работе с резервом, следуя современным тенденциям. На ближайшем исполкоме ВФВ мы обсудим ряд мер по поощрению таких команд. Чтобы те, кто не имеет финансовых ресурсов для покупки готовых звезд, а делает упор на выращивание собственной молодежи, были кровно в этом заинтересованы. Так, федерацией уже разработана схема, при которой клуб, подготовивший молодого волейболиста, получал бы определенный процент с контракта игрока на протяжении всей карьеры, где бы он потом ни выступал. Это мощный стимул. Ведь сейчас команды зачастую теряют своих воспитанников безвозмездно.

Есть и другая задумка. Нужно наконец принять положение о едином типовом контракте, в котором четко прописывалась бы ответственность игрока за результат. Если во всей суперлиге начнут действовать одинаковые правила, то волейболистам, которые привыкли играть спустя рукава, зная, что это никак не сказывается на их заработке, негде будет, что называется, "отсидеться".

- А что, таких волейболистов в суперлиге много?

- Не много, но есть. Если еще четыре года назад нужно было защищать игроков от клубов, то сегодня уже клубы нуждаются в финансовых рычагах воздействия на игроков. Заработки растут - мотивация снижается. Думаю, данная проблема актуальна для всех видов спорта в России, где крутятся приличные деньги. А в волейболе она усугубляется и самым жестким лимитом на легионеров.

- Тем не менее от этого лимита - не более двух иностранцев на команду - ВФВ отказываться не намерена?

- Ни в коем случае. Да, с одной стороны, при таком лимите зарплаты некоторых российских волейболистов являются завышенными. Но с другой - наша перспективная молодежь имеет в клубах постоянную игровую практику, а в Россию едут легионеры самого высокого уровня. Это выгодно и сборной, и чемпионату, который последние несколько лет по праву считается сильнейшим в Европе. Так что плюсы от лимита перевешивают минусы.

 2010-й БАНЬОЛИ И КУЗЮТКИН ОТРАБОТАЮТ ТОЧНО

- К мужскому чемпионату России мы еще вернемся. Но хотелось бы сначала узнать ваше мнение о причинах неудачного выступления в 2009 году женской сборной.

- Как я уже говорил, проблемы мужской и женской национальных команд совершенно разные. Наш женский волейбол в отличие от мужского не располагает мощным кадровым ресурсом. Поэтому, решившись на коренное омоложение состава, сборная Владимира Кузюткина объективно не могла считаться главным фаворитом чемпионата Европы. Конечно, шестое место - не совсем тот результат, который все мы хотели видеть. Но ведь до него были и выигрыш Кубка Ельцина, и сенсационное серебро "Гран-при", где россиянки проиграли только Бразилии, да и то на тай-брейке. Уверен, если бы не потеря лучшей принимающей "Гран-при" Муртазаевой, которую оказалось просто некем заменить, итог чемпионата Европы получился бы иным. В целом 2009 год не прошел для женской сборной зря.

- Зато в 2010-м россиянки остались без участия в "Гран-при"…

- Не думаю, что в следующем году этот турнир так уж необходим. Под чемпионат мира тренеры планируют собрать сильнейший состав - привлечь всех звезд, которые этот сезон пропускали. Вряд ли им потребуется дополнительная практика в виде "Гран-при" с его многочисленными переездами. Та же сборная Италии нынешним летом не участвовала в этом турнире, а осенью выиграла и чемпионат Европы, и Кубок чемпионов. Другое дело, что, даже если нашей сборной в будущем году удастся защитить титул чемпионок мира, главные проблемы российского женского волейбола никуда не испарятся. К сожалению, мы не располагаем большим количеством молодых волейболисток, готовых равноценно заменить прежних лидеров.

- С чем вы это связываете?

- С тем, что в отличие от мужчин у женщин клубная система в России пока не устоялась. Это естественно. Если раньше все крутилось вокруг "Уралочки", которая централизованно готовила кандидаток в сборную, то с недавних пор мы имеем многополярный мир. Требуется время, чтобы новый механизм заработал максимально эффективно. Чем больше внимания клубы будут уделять развитию своих школ, тем быстрее это произойдет.

- Резюмируя тему сборных, вы можете сказать, что Баньоли и Кузюткин продолжат работу в следующем году? Все-таки тренерский совет выставил и тому, и другому низкие оценки.

- И у Баньоли, и у Кузюткина продолжают действовать контракты с ВФВ. Если исключить форс-мажорные обстоятельства, 2010 год оба отработают точно. А вот в тренерских штабах сборных изменения возможны. Причем это будет зависеть не только от самих наставников, но и от федерации.

- Согласны, что даже в случае самой успешной работы Баньоли в будущем его место должен занять российский специалист? И как вы относитесь к появлению большого количества наших молодых тренеров в клубах мужской суперлиги?

- Буду только рад, если кто-то из начинающих сейчас отечественных тренеров когда-нибудь возглавит сборную страны. Важно, что в основном это люди, поигравшие за границей. Они прекрасно понимают, что нам есть чему учиться у иностранцев. В то же время не надо делать из того же Баньоли небожителя. Но нельзя и обманывать самих себя, полагая, что мы в России лучше всех разбираемся в волейболе. Когда-то итальянцы не стеснялись учиться у советских, американских, южноамериканских тренеров, создавая пресловутую итальянскую школу. Она доказала свою состоятельность. Теперь наша задача - взять из этой школы все лучшее, добавить к ней что-то свое и двигаться дальше.

- А как же обратный обмен опытом? Вам не показалось, что, имея рядом такого авторитетного помощника, как Борис Колчинс, Баньоли во время чемпионата Европы слишком редко прибегал к его советам?

- Контакт в тренерском штабе действительно был налажен неидеально. И в этом, наверное, есть вина как Баньоли, так и Колчинса. Именно поэтому я и говорил о возможных изменениях в руководстве команды на будущий год. Если же рассуждать гипотетически, то лучшим, на мой взгляд, тренерским тандемом для сборной была бы связка Баньоли и Геннадия Шипулина. (Улыбается.) Арифметическая сумма их достоинств, пожалуй, максимальная. Жаль только на практике такой дуэт невозможен.

- Недавно после почти месячной паузы возобновилось мужское первенство страны, прерванное из-за проходившего в Японии Всемирного кубка чемпионов. Может, учитывая, что в этом турнире принял участие лишь один волейболист из суперлиги, паузу стоило сократить?

- Ну кто же знал, что в Японию не попадут ни наша сборная, ни, скажем, сборная США, большинство игроков которой выступают за клубы суперлиги? К тому же многие команды жаловались на нехватку времени для тренировок. Теперь они его получили. Плюс в ноябре в Дохе проходил клубный чемпионат мира, в котором участвовал наш "Зенит".

- Как оцениваете третье место казанцев?

- Считаю, забраться выше "Зениту" помешали необычные, если не сказать глупые, правила турнира. Они все испортили, убили смысл игры. Эксперимент ФИВБ был нацелен на то, чтобы удлинить каждый розыгрыш, а в результате, обязав команды проводить первую атаку с задней линии, организаторы добились обратного эффекта. Я не слышал ни одного положительного отзыва о новых правилах. И надеюсь, больше ничего подобного мы не увидим. Что же касается клубного чемпионата мира как такового, то этот турнир необходимо сохранить.

- А есть ли смысл продолжать начатую в этом году традицию проведения открытого Кубка России - с участием сборных республик бывшего СССР?

- Да, эта идея себя полностью оправдала. Мы получили письма благодарности от всех без исключения федераций, которые делегировали свои команды в нынешний Кубок России. Для них это престиж, для нас - повышение конкуренции. Думаю, с каждым годом уровень зарубежных сборных, участвующих в открытом Кубке, будет расти. А вот стоит ли завершать турнир "Финалом восьми" или лучше вернуться к привычному "Финалу четырех", покажет только Калининград. Именно там в конце декабря пройдет первый в истории "Финал восьми" российского Кубка.

- Его обладатель по традиции получит одну из путевок в Лигу чемпионов. А может, стоит в будущем так же премировать и победителя регулярного чемпионата суперлиги, который в этом сезоне получит место только в Кубке ЕКВ?

- На мой взгляд, в этом случае Кубка ЕКВ вполне достаточно. Это не такой уж маленький бонус. Ведь в плей-офф может случиться все что угодно. Наша суперлига - супернепредсказуемый турнир самого высокого уровня.

- Последствия мирового финансового кризиса еще могут отрицательно сказаться на этом уровне?

- Конечно, кризис не прошел для нас бесследно. Были и сокращения бюджетов, и задержки с выплатами. Но в том, что качество чемпионата в ближайшее время не понизится, можно не сомневаться. Иностранные звезды по-прежнему стремятся в Россию. И уже не только потому, что здесь хорошо платят, но и ради собственного престижа.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости