«Конкуренция в сборной должна быть еще выше». Саммелвуо — об итогах группового этапа ЧЕ
С Туомасом мы встретились случайно. На пробежке. Договорились пообщаться по возвращении в отель.
— Вот, значит, как вы проводите выходные.
— 1,5 часа бегал и гулял в парке. Может быть, вечером еще пойду в тренажерку. Мне это нужно. Если не занимаюсь, чувствую себя вялым и слабым.
— Для вас важно оставаться в форме?
— Очень. Так я чувствую себя хорошо. Голова лучше работает. Если не тренируюсь, начинает беспокоить то спина, то ноги. Да и вообще приятно быть в форме. Когда закончил играть, у меня был такой же вес. Понятно, что не молодею, но хотел бы дольше оставаться в хороших кондициях.
— В питании себя ограничиваете?
— Просто осторожно веду себя за столом. Но могу позволить все, что хочется. Не люблю запреты.
Я должен доверять
— Нынешний чемпионат Европы — самый затяжной турнир на вашей памяти?
— Пожалуй, да. Чемпионат мира-2018, на котором я был с Финляндией, тоже шел долго.
— Столько выходных — это тяжело?
— Я смотрю на это по-другому. Это интересный опыт. Хватит ли игрокам ментальной энергии на весь турнир? А от этого много зависит. Что касается выходных, то даже когда нет игр, у нас есть тренировка, мы просматриваем следующего соперника — медицинский персонал и статистики работают по полной программе. Я сегодня уже посмотрел Грецию — нашего следующего соперника.
— Что еще успели сделать?
— Обычно рано просыпаюсь. Как правило, на завтраке мне не хочется ни с кем говорить. Я в своих мыслях. Поэтому иногда сажусь подальше. Таковы мои привычки. В день игры тоже в себе. Я уже живу матчем. А когда садимся в автобус — концентрация просто полнейшая.
— Во время выходных вы полностью доверяете игрокам. Кто куда хочет, туда и идет.
— Конечно.
— Но в России более привычны контроль и централизованность.
— Я должен доверять. Тем более мы постоянно вместе — все лето провели друг с другом. Не знаю, правильно ли это или нет. У каждого своя философия.
Мне кажется, что у игроков должно быть свое время. И я не хочу, чтобы они меня видели постоянно. От тренера тоже нужно отдыхать.
Иногда мы делаем что-то вместе, иногда разговариваем с кем-то тет-а-тет. Тут полагаюсь на интуицию.
Что касается прогулок, то наоборот хорошо смотрет не только стены гостиницы и друг на друга, но и что-то еще. Тем более каждый знает, что на следующий день после выходного будет тренировка — и к ней все должны быть готовы. Если я вижу, что это не совсем так, как, например, было перед Финляндией, происходит разговор с командой. Объясняю, что это ненормально. На площадке сразу видно, кто работает с головой, а кто нет.
— Какой будет ваша реакция, если узнаете, что кто-то из игроков во время выходного позволил себе бокал пива?
— Я вряд ли узнаю. Мне неинтересно. Помню себя игроком. Когда кто-то постоянно хочет быть в курсе того, где ты был и что делал — это страшно напрягает. Запреты наоборот усиливают желание нарушить их. Должно быть доверие.
Для меня главный показатель — следующая тренировка. Если кто-то накануне гулял до ночи — это будет сразу видно. Но это было бы смешно. Здесь собрались взрослые люди, и все понимают, какие задачи мы решаем.
На Париж сейчас — ноль внимания
— Групповой этап — самая мучительная часть Евро? Понятно, что Россия сильнее условных Турции и Македонии. Это знают игроки. Из-за чего порой возникают проблемы с настроем.
— Возможно так. Плюс наша форма должна расти по ходу турнира. Нагрузки уменьшаются постепенно. Если мы хотим играть за медали, а на пике подойдем уже к первой игре, то команды может не хватить.
Другой момент. Финляндия выходила против нас без какого-либо давления. Они знали, что никто им слова не скажет в случае поражения. Вот и показали с нами свой лучший волейбол. И так практически все, с кем мы играем. А у нас теряешь концентрацию на две минуты — и соперник уже тянется к твоей шее. Тут невозможно тянуть время как, например, в футболе. Вот и выпутывайся потом.
Хорошо, что закончили группу так, как и хотели — на первом месте. Остаемся в Любляне, никуда переезжать не нужно.
— Насколько вас беспокоит позиция блокирующих с учетом того, что Ильяс Куркаев уже улетел домой?
— Немного есть. Осталось трое и у каждого свои маленькие болячки. Но ситуация такая, какая есть.
Очень жаль Ильяса. Он классно играл все лето и теперь, когда остался самый крутой момент, травмировался. Обидно за него. Мы поговорили с ним перед уездом. Он летит в Новосибирск, будет восстанавливаться и готовиться к клубному сезону.
Я рад, как он растет. Сейчас Куркаев очень важный игрок в сборной. Хотя выбор центральных в команде — отличный.
— На Кубок мира поедет Игорь Филиппов?
— Да. Но весь состав назвать не могу, пока еще думаем по некоторым игрокам.
— Вы хотели, чтобы в Россия была такая конкуренция, что любой игрок в сборной мог безболезненно выходить вместо другого. Мы видим, что такая ситуация на блоке, есть конкуренция на связке, в диагонали, отлично вышел на третий сет со Словенией либеро Евгений Андреев...
— Просто супер вышел!
— Но вот с доигровкой сложнее. Антон Карпухов сыграл здесь лишь в одном матче. И тот у него не особенно получился.
— Надо помнить, что последний раз он выходил еще в чемпионате России, а игровой тонус нужно набирать. Да, хотелось бы, чтобы играли все. И 21-летний Семышев выходит уверенно. Но, возможно, эта позиция, с которой у нас все чуть более понятно.
— Клюка и Волков очень хороши.
— Все всё понимают. Но я бы хотел, чтобы конкуренция в сборной была еще выше.
Что касается доигровки, есть еще Воронков, который хорошо показал себя в Лиге наций. Он сейчас много играет в Казани на Кубке России. Планируем его на Кубок мира.
— Глядя на сетку плей-офф не возникает сомнений, что Россия доберется до Парижа. Насколько вам нравится, что никто в стране уже не сомневается о выходе команды в полуфинал?
— Мне это вообще без разницы. Я живу в своем тоннеле. Ничего не читаю и не слушаю. Мы обращаем внимание только на ближайший день. Завтра у нас тренировка. Кто в большем тонусе, у кого что-то болит — меня волнует только это. А определять фаворитов — ваша работа.
На Париж сейчас — ноль внимания. Реально. Ни одной мысли об этом не было. Впереди Греция, на которую ничего не давит, а значит, она будет рисковать. И пока это самая серьезная для нас задача.
1/8 финала чемпионата Европы *
21 сентября
Франция — Финляндия
Италия — Греция
Сербия — D4
Бельгия — D3
Россия — Греция
Словения — Болгария
Польша — В4
D2 — Германия
* Несколько пар плей-офф будут сформированы по итогам сегодняшних матчей