Испытано на себе. Какой вкус у железа?
Ехавшие мне навстречу триатлеты еле-еле крутили педали. "Ох, сейчас возьму вас тепленькими, вот только разворот пройду", – пронеслось в голове. Но сразу после разворота меня ждал большой сюрприз. Ветра, который дул мне в спину, я как-то даже не замечал. Но стоило повернуться лицом, как выяснилось, что он не просто есть, а еще и довольно сильный. Первый же небольшой подъем познакомил нас еще ближе. Довольно необычные это ощущения – крутишь педали на все деньги, но продвигаешься вперед, словно на велотренажере. То есть вообще никак. А тут еще боковые порывы швыряют в сторону. Вы, наверное, догадались, что с велоспортом я знакомился прямо по ходу заезда на 40 км.
ОЛИМПИЙСКИЙ ЧЕМПИОН И НОВИЧКИ НА ОДНОЙ ТРАССЕ
IRONSTAR – российский проект, награжденный премией Европейского союза триатлона. В этом году в нашей стране прошла целая серия этапов. А последний, сочинский, был украшением всей программы. Ее гвоздем стал IRONSTAR 226. Переводя на цифры – 3,8 км вплавь, 180 на велосипеде и 42,195 м – бегом. На старт этой сумасшедшей дистанции вышло 218 "железных" людей. 43 команды записались в эстафеты – формат, в котором один из участников плывет, второй крутит педали, а третий бежит. В этом виде стартовала команда "VinoTeam" во главе с олимпийским чемпионом Лондона Александром Винокуровым. Забегая вперед, скажу, что гости из Казахстана стали третьими, но капитан показал абсолютно лучший результат на велоэтапе.
Была в Сочи и олимпийская дисциплина 1,5 км+40+10. С наскока такую не одолеешь. Для тех, у кого подготовки недостаточно, организаторы добавили эстафету и на этой дистанции. Вот в ней я и принял участие. Из трех дисциплин триатлона мне гораздо ближе бег. Все-таки когда-то занимался легкой атлетикой. Но организаторы обратились с просьбой перевестись на велоэтап, и я не стал отказываться. Пробовать новое – всегда полезно и интересно.
– Когда-нибудь ездил на шоссейном велосипеде? – спросил Андрей, выдававший технику на прокат.
– А он отличается от обычного?
По его взгляду я все понял. Отличаются, еще как. Ему же в свою очередь стало многое ясно со мной. По крайней мере, он без лишних слов начал менять стандартные педали на самые широкие.
– А сколько такой стоит?
– Тысяч 300. Карбон.
– Подумать только!
– Попробуй, только аккуратно. После горного будет непривычно, – протянул мне велосипед Андрей.
Про то, что и на горном за последние лет пять я ездил пару раз, говорить никому я не стал.
КОМАНДА
С чем мне больше всего повезло, так это с командой. На первом этапе работала 27-летняя Яна Осман. Еще четыре месяца назад она плавала только по-собачьи. Но пришла в бассейн, попала к хорошему тренеру – Петру Хилюку (он, кстати, тоже участвовал в IRONSTAR в эстафете-226 в паре с незрячим Алексеем Лапшиновым, и их команда стала второй в зачете паралимпийцев). Втянулась. Через пару месяцев проплыла 2 км на тренировке. На следующий день – повторила. В тот момент и загорелась идеей преодолеть 4 км на IRONSTAR в Сочи. До старта оставалось три недели.
Вот только слотов на "большую" эстафету не осталось. Только на олимпийскую. Другой бы на ее месте опустил руки и отложил все до следующего раза. Но только не Яна. Накануне старта IRONSTAR OLYMPIC SOCHI она в качестве разминки проплыла эти 4 км. Просто так. Для себя. А уже в субботу в 14:00 начинающая железная леди вышла на официальный старт нашей эстафеты. И преодолела еще 1500 м.
– Дотерпела, потому что знала – вы со Стефанией ждете меня, – призналась потом Яна.
Стефания – 19-летняя участница Олимпиады-2016. Месяц назад в Рио Елфутина в сумасшедшей по накалу борьбе завоевала первую за 20 лет российскую медаль в парусном спорте. Организаторы на протяжении всего сезона работали с олимпийцами. Так на этап IRONSTAR в Казани вышли двукратный олимпийский призер по водному поло Ирек Зиннуров и олимпийская чемпионка в беге на 3000 м с/п Гульнара Галкина-Самитова (к слову, победившая со своей командой в эстафете). Вот и Стефания, несмотря на то что олимпийские страсти еще толком не улеглись, выслушав суть дела, без колебаний сказала "да".
МОИ 40 КМ
Из советов, которые мне давали перед гонкой, я уяснил следующее: не гнать со старта, привыкнуть к велосипеду, поймать комфортный темп.
О начале моего этапа уже сказано в первом абзаце. Добавлю лишь, что на том участке меня обогнали несколько человек. Но когда мы выехали на трассу по направлению к Красной Поляне, я начал набирать обороты. Последовали уже мои первые обгоны. Особенно приятно было обойти тех, кто минутами ранее обгонял меня. Правда, большинство из тех, кого удалось опередить, – женщины и возрастные спортсмены. Но ведь лучше так, чем наоборот?
В какой-то момент начали затекать руки и шея. Стал шевелить пальцами, чтобы разогнать кровь по рукам, и заметил, что самые резвые гонщики едут с опущенной головой, поднимая ее лишь во время обгонов. Взял на вооружение. Другое дело.
Еще большей проблемой стало седло. Это уже после финиша я узнал про подкладки и специальные шорты. А во время дистанции на каждую неровность впереди я смотрел с ужасом.
Дискомфорт создавало и незнание того, какая часть пути позади. В какой-то момент стало совсем грустно. Больше остальных жаловались мозг, который требовал информации по дистанции, и пятая точка – по понятным причинам.
Когда увидел разворот и волонтеров, которые стояли на отсечке 20 км, стало гораздо легче. И второе дыхание открылось, и седло как будто помягчело.
Километре на 30-м внезапно ощутил дикий голод. Но пункты питания были позади. Путь к спасению был очевиден – крутить педали еще быстрее. В какой-то момент поймал себя на мысли, что на первой половине дистанции спусков не ощущал вообще, а вот когда развернулся, только и делал, что ехал в подъемы. Парадокс.
Финиш. Спрыгиваю с велосипеда. Прежде чем передать эстафету, нужно поставить его на строго отведенное для этого место. Ноги заплетались крестиком, явно не понимая, куда делись педали. Держимся.
– Стефания, удачи!
Елфутина, никогда прежде не бегавшая кроссы на время, со своим этапом справилась очень уверенно. Кто бы сомневался. Итоговое время нашей команды – чуть более 3,5 часа.
"ФИНИШИРОВАТЬ В ЛЮБОМ СОСТОЯНИИ"
Однако все наши достижения были детской шалостью по сравнению с тем, что выпало на долю атлетов, вышедших на 226 км. Стартовали они в 7 утра. Дедлайн на прохождение был 16 часов. Тех, кто финишировал с 22:30 до 23:00, встречала целая армия спортсменов, уже закончивших дистанцию. "Железные люди" очень дружны и активно поддерживают друг друга. Последних финиширующих встречали бенгальскими огнями, хлопушками и, конечно, громкими овациями.
Одолеть эту невероятную дистанцию удалось 183 смельчакам. И особенно тепло встречали именно 183-го финиширующего – Григория Ханонкина из Израиля. На следующий день я разыскал его.
– Передо мной была цель – финишировать, – рассказал он. – В любом состоянии. Не важно, укладываюсь я в эти 16 часов или нет. Непросто было во время второго велоподъема на Красную Поляну, когда мы попали под сильный дождь и град. Там сошли восемь человек. Еще хуже было спускаться – ветер сильно обдувал, и я очень замерз. Может, дело еще в том, что в Израиле я привык к теплу? А на самом верху в Сочи было ближе к 5 градусам и скорость ветра доходила до 20 м/c. У меня даже переключение скоростей забарахлило.
– Как отгоняли мысли о сходе?
– А их и не было. Хотя это мои первые 226. В Эйлате я делал 113 км. А когда узнал, что в Сочи будет полный IRONSTAR, тут же предложил дочке отправиться туда. И какое же правильное это было решение! Вы видели, как меня встречали на финише? Это что-то! Даже в самых прекрасных снах не мог такого представить. Такое добродушие, поддержка, теплота! В тот момент я был по-настоящему счастлив.
– Сколько вам сейчас?
– 56. Живя в СССР, я немного катался на велосипеде, но не бегал и не плавал. По приезде в Израиль первые 15 лет вообще не занимался спортом – нужно было вставать на ноги, учиться, работать. И только лет 10 назад купил велосипед. Потом узнал, что один мой приятель сделал 113 км. Тогда и я стал потихоньку бегать. Затем добавил плавание. Так что триатлоном занимаюсь буквально 1,5 года. С апреля этого года начал готовиться к 226 км. В неделю тренировался по 12 – 18 часов.
– Зачем вам это все нужно?
– Это вызов самому себе. Хочется доказать, что ты еще что-то можешь. В 56 не каждый решается выйти из зоны комфорта.
– Спорт – это ваше хобби?
– Да, я занимаюсь установкой антенн и вышек сотовой связи. Но в Израиле сейчас спорт – это стиль жизни. На работе мы постоянно говорим о нем. При этом прослеживается тенденция – чем большего человек добивается в карьере, тем больше внимания он уделяет спорту.
– Сколько вам потребуется времени на восстановление после 226 км?
– Тренер уже прислал новый план. В четверг у меня втягивающая тренировка, в пятницу час велосипеда, а уже на следующий день – два часа бега. Останавливаться нельзя. Следующая цель – сделать 226 в Эйлате. Там очень сложная трасса. Но у меня впереди четыре месяца на подготовку.
"КУПИЛ ВЕЛОСИПЕД, НАУЧИЛСЯ ПЛАВАТЬ – И ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ВЫШЕЛ НА СТАРТ 226"
В мужском зачете победу одержал именитый Анатолий Нестеров. Результат чемпиона – 9:12.11. А вот в женской категории победила милая и хрупкая с виду 26-летняя Марина Белозерцева.
– Хожу сейчас с трудом, – призналась она на следующий день. – Но все равно довольна. Четыре года назад я узнала о 226 км и с тех пор эта дистанция не давала мне покоя. Наконец, такая гонка прошла и в России. Пропустить ее я не могла. Тяжелее всего дался бег, с которым у меня вообще никогда не было проблем. Просто "вырубило". Видимо, из-за ветра и холода мышцы остыли и моментально забились. Пробежала с позорным временем. Но зато я впервые узнала границы своего терпения. Никогда раньше не было так тяжело преодолевать себя. При этом о сходе даже не помышляла. Просто впала в какой-то транс и бежала.
Раньше я занималась лыжами. Свой первый триатлон пробежала в 2013-м. Начала со спринта (750 м+20 км+5 км). Потихоньку увлеклась. Выступать в ближайшие пару лет я планирую, но только на коротких дистанциях. 226 уже как-то не хочется (смеется). Такая задача была, я ее выполнила – теперь можно успокоиться.
При этом я убеждена, что триатлоном может увлечься каждый. Каких только не было примеров. Читала, как один человек вообще ничем не занимался, сидел у телевизора с пивом. А потом что-то перещелкнуло. Купил велосипед, научился плавать. Прошло два года – и он пробежал 226. За 15 или 16 часов, но тем не менее. И таких историй полно!
"НЕУДОБНО ПЛАВАТЬ С ОДНОЙ РУКОЙ"
Безусловно, главными героями IRONSTAR стали паралимпийцы. Две команды вышли на эстафетные 226. Обе финишировали. Еще два спортсмена и вовсе заявились в индивидуальном зачете. Ярослав Святославский, преодолел 226 км на одних руках (ручном велосипеде и легкоатлетической коляске), а Михаил Колмаков – без одной руки. При этом Колмаков умудрился занять 52-е место в общем зачете.
– Очень доволен стартом, организацией и результатом, – поделился Михаил. – Настроение отличное. Есть небольшая усталость, но это не страшно.
– Небольшая?
– Бывало и хуже.
– Вы сказали, что довольны результатом. То есть для вас задачей было не просто финишировать?
– Конечно. Для меня важно было показать достойное время. 52-е место в общем зачете – это нормально. Да и 11:30 для первого раза считаю удовлетворительным. На три с плюсом. Вот вышел бы из 11 часов...
– Вы давно в триатлоне?
– Год и три месяца. В школе занимался легкой атлетикой. Был призером чемпионата страны. Потом был большой перерыв. Но ничего – при большом желании и наличии какой-то базы все возможно. Первые месяца три я восстанавливал форму, а затем начал наращивать.
– Что сподвигло?
– До начала военной службы я мечтал заниматься спортом. Когда уволился, подумал, что можно в какой-то степени осуществить ее. Правда, уже не в спорте, а в параспорте, – Колмаков кивнул на отсутствующую руку.
– Когда вы ее потеряли?
– В 2003-м. Но службу закончил в 2014-м. Теперь сконцентрирован на спорте и на семье. В этом году задачей было – выиграть чемпионат Европы. 4 сентября выполнил ее. А глобальная цель – отобраться на Паралимпийские игры и победить. Будем надеяться, до Токио-2020 нас допустят.
– Там будет "олимпийка"?
– "Паралимпийка". 750 м+20 км+5 км.
– Проблем с участием в международных стартах из-за этой истории с допингом нет?
– Была рекомендация от Международного паралимпийского комитета. Но организаторы чемпионата Европы нас, к счастью, допустили.
– В паратриатлоне допинг распространен?
– Были случаи.
– Какой из трех видов для вас самый тяжелый?
– Первый. Неудобно плавать с одной рукой. А крутить и бежать – нормально.
– На велосипеде тоже ведь руки затекают.
– Это сначала. А с тренировками все приходит в норму.