Наталья Вихлянцева: «Новости из ВАДА — это ужас. Не хочется в это верить»
Наталья Вихлянцева завершила сезон-2019 на 112-м месте в мировом рейтинге. Но на следующий год она ставит перед собой амбициозные цели. Об этом, о работе с капитаном сборной России Игорем Андреевым, своем образовании и популярности в родном городе она рассказала в интервью «СЭ».
— Где вы проводите предсезонную подготовку?
— В академии Муратоглу в Ницце. Решила, что в этом году мне должно повезти с погодой. В прошлом году я практически все время готовилась дома.
— Сезон-2019 для вас завершился уже довольно давно. И все же — довольны ли вы им?
— Мне этот год понравился. Хоть и получился он своеобразным — периодами было хорошо, периодами не очень. Но, наверное, в этом и есть вся прелесть тенниса — нужно справляться с трудностями. Я в этом сезоне болела очень часто — то вирус, грипп, то небольшая травма. В целом же я чувствовала себя на корте хорошо, и мне многое нравилось. В отличие от 2018-го.
— Что бы вы назвали своим главным успехом?
— Пожалуй, выступление в Индиан-Уэллс, где я обыграла Карлу Суарес-Наварро из топ-30, и хорошо провела матч против Кербер. После этого я поняла, что могу на равных биться с ведущими игроками. И отмечу выступление в Кубке федерации в Зелена Гуре. В феврале, накануне дня рождения, у меня было прекрасное настроение и командный дух у нас там был отличный. Хорошо, что мы там выиграли и покинули эту злосчастную группу.
— А что вас разочаровало?
— Болезнь накануне Линца. Я готовилась к этому турниру и «ВТБ Кубка Кремля» дома, очень много тренировалась, все дни были расписаны по минутам, я даже не ходила никуда, не виделась ни с кем, друзья на меня обижались. А за день до вылета в Линц у меня поднялась очень высокая температура. Пришлось пить антибиотики и провести пять дней в кровати.
Люди думают, что я звезда
— Летом вы с красным дипломом закончили Академию физкультуры...
— ... и поступила в магистратуру. Многие не считают бакалавриат полноценным высшим образованием. Я сдала дополнительные экзамены в магистратуру, выбрала направление «Физическая культура в образовании». Сейчас ко мне выше требования. Надо чаще появляться в академии, брать индивидуальные задания. Сейчас я тренируюсь перед сезоном, но у меня с собой ноутбук и пара учебников. Пишу курсовую работу по истории методологии. Сложновато. Напрягаю одногруппников. Спасибо им, что помогают.
— Одногруппники гордятся вами?
— Когда учились в бакалавриате, хорошо общались со всей группой. В магистратуре появились новые люди. Они боятся со мной заговорить. Думают, что я звезда звездой, живу на своей планете и ни с кем не общаюсь. Но потом понимают, что у меня нет никакой звездой болезни и что я обычный человек, и мы поддерживаем хорошее общение. Они понимают мою ситуацию, видят, что хоть я и пропускаю много, все равно стараюсь.
— Вы же еще одно образование параллельно получаете?
— Да, по специальности экономика организаций и предприятий. Но там дистанционное обучение, и намного проще все.
— Вас часто узнают в Волгограде? Можете ли вы спокойно пройти по улице?
— Однажды в торговом центре была забавная ситуация. Молодой человек сначала прошел мимо меня один, потом привел своего друга и шептал ему: «Да я тебе говорю: это она!». Моя мама им еще и подыграла. Дети, которые занимаются теннисом, тоже узнают.
В библиотеке недавно женщина, которая там работает, очень удивилась. Называю ей номер группы, фамилию, а она в ответ: «Подожди, так ты же теннисистка?! А что же ты тут делаешь? Сейчас же все на Мальдивах, на Бали». А я, говорю, вот приехала домой и пришла за заданием, за учебником.
Сниматься в купальнике пока не готова
— Летом у вас было несколько очень красивых фотосессий.
— На одну я попала совершенно случайно. Меня туда привела знакомая, которая в курсе всех активностей в Волгограде. С ней всегда очень интересно. То мы на квест с ней ходили, то на открытые чтения. В тот раз посетили короткую фотосессию — 20 минут, но море позитива и очень классные фотографии. Потом эта же фотограф меня и на корте снимала.
— Не задумывались о том, чтобы делать это чаще и профессиональнее?
— Это забирает много времени и энергии. Мне пока хочется быть сфокусированной на теннисе. Но, думаю, когда пойдут нормальные результаты, появится повышенное внимание. Главное — не распыляться. Но почему бы и не сделать раз в месяц какой-нибудь красивый фотосет?
— Если вас завтра в Sports Illustrated позовут, что ответите?
— К таким фотосессиям у меня неоднозначное отношение. Конечно, это сразу повышенное внимание. Но мне такая тема пока не нравится. Храбрости не хватает или чего-то еще. Наверное, меня так воспитали. Я предпочту Vogue, Tatler или Glamour.
— Доводилось слышать от нескольких человек о вас: Наталья такая образованная девушка, в совершенстве двумя иностранными языками владеет, да еще и красавица невероятная. Зачем ей вообще этот теннис?
— Я тоже слышала такое. Долгое время теннис для меня был просто хобби. Многие родители давят на детей, заставляют отказываться от всего — только в теннис играть. Мои, наоборот, всегда были за то, чтобы получать образование. Я поначалу сильно психовала — по ночам разбиралась с алгеброй и геометрией, физикой и химией. Многое было непонятно, очень тяжело. Но теперь понимаю, что все знания, полученные мною в гимназии, навсегда со мной, в моей голове.
Мне нравится общаться с умными образованными людьми и то, что я сама могу поддержать беседу, а не сидеть, не понимая, о чем речь или, хуже того, говорить какие-то глупости. Образование все-таки влияет и на поведение в обществе. Мне очень приятно, что люди так отзываются обо мне и хочется дальше совершенствоваться. Ничто ведь не мешает. Можно в полете или в ожидании матча не просто в телефоне сидеть, а открыть книгу и что-то прочитать. Или научную статью какую-то. Мне даже самой интересно: я пишу курсовую работу по тактической подготовке и более профессионально теперь смотрю на свои занятия теннисом.
А вот зачем мне теннис? Нравиться играть, нравится выступать. Когда я в детстве смотрела теннис по телевизору, честное слово, никогда не думала, что кто-то когда-то будет смотреть на меня и говорить о моей игре.
Никак не привыкну к перелетам
— Что вам больше всего нравится в жизни профессиональной теннисистки?
— Соревнования. Особенно матчи против топовых теннисисток при большом количестве людей. Когда выходишь на большой корт, и понимаешь, что все тренировки всех этих лет — все ради этого момента. Что все, к чему ты стремился и мечтал, сбывается. Чувствовать результат своей работы — вот что мне нравится.
— К чему вы никак не можете привыкнуть?
— Перелеты и переезды. Собрать и разобрать чемодан. Необходимость приезжать в новые места. Одно дело, когда возвращаешься туда, где уже был, и персонал гостиницы знает тебя, и ты все знаешь. Другое дело — новые отели, где не представляешь, что тебя ждет. Это тяжело. И я очень боюсь летать. Когда возникает турбулентность, трясучка какая-нибудь, то все — начинается паника, я вцепляюсь в ручки, перестаю есть. Пытаюсь заставить себя перестать нервничать, но не получается. С другой стороны, понимаю, насколько удобно сейчас с большим количеством авиакомпаний и разных маршрутов. Все условия для того, чтобы играть в теннис.
— Про женский теннис есть такое мнение: он очень нестабильный, и практически любая теннисистка может добиться успеха. При условии, что будет много работать. Разделяете такую точку зрения?
— Пожалуй, да. Раньше было очень тяжело пробиться в топ-10 — там было все очень плотно. Сейчас тоже есть лучшие теннисистки, но если ты хорошо работаешь, у тебя складывается на турнирах, твоя команда тебя поддерживает, можно легко и быстро подняться в рейтинге. Сегодня — ты в топ-200, а через пару хороших турниров — уже в топ-50. Но действительно надо трудиться и уметь справляться с нервами.
— Есть ли у вас сейчас персональный тренер?
— Пока я работаю в академии Муратоглу с тренером по фитнесу. И начинаю сотрудничество с капитаном нашей сборной Игорем Андреевым. Он будет ездить со мной на некоторые турниры. Я долго искала тренера. Было много разных предложений. Решили попробовать с Игорем.
О том, что Россию отстранят, даже думать не хочу
— Смотрели, как наши парни играли в Кубке Дэвиса?
— Конечно! Не представляю, как такое вообще можно пропустить! Очень жалею, что этот турнир не попал не мои каникулы. С удовольствием бы поехала в Мадрид просто поболеть. Хотелось бы окунуться в эту атмосферу. Смотрела все матчи. Если не было трансляции, следила за счетом по телефону. Болела за ребят.
— Представляете, что женскую сборную ждет нечто подобное весной?
— Было бы очень круто. Для этого сначала надо обыграть румынок. Но наши парни показали, что для результата главное — хорошая команда. Не думаю, что их считали фаворитами, а они чуть не вышли в финал. Так обидно! Этот формат оставляет большие возможности.
— А критики сколько было.
— Кардинально менять что-то, что складывалось годами, конечно, тяжело. В домашних и гостевых матчах, когда свои трибуны поддерживают, а соперники нервничают, была своя прелесть. С другой стороны, что-то новое — тоже интересно. Теперь формат стал более понятным для зрителей.
— Слышали ли вы о новостях, которые сейчас будоражат российский спорт?
— Да, читала, что ВАДА рекомендовала на четыре года отстранить Россию от соревнований. Спрашивала у всех: «Что это за ужас?!» Мне, конечно, не хочется в это верить и надеюсь, что все будет хорошо. Но я общаюсь с легкоатлетами, которых вообще не пускают на международные соревнования, а они все равно тренируются по два раза в день и верят до конца.
— Что пожелаете себе на новый сезон?
— 2020 — красивое число. Банально, но хотелось бы, чтобы травмы обходили стороной и здоровье не подводило. Чтобы складывались турниры, и все шло гладко. Хотелось бы, наконец-то, войти в топ-50 и попасть на Олимпиаду. Это вообще моя самая большая мечта. Я вообще ни разу не была в Японии, и поехать в составе олимпийской команды в Токио было бы круто. А уж если медаль...