16 мая 2014, 13:15

Азиатский прорыв

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

СВОЯ КОЛОНКА

Шамиль ТАРПИЩЕВ

Для новоиспеченной 9-й ракетки мира 24-летнего японца Кеи Нишикори, да и в общем-то всего мирового тенниса, эта неделя оказалась особенной. Впервые в истории в первой десятке рейтинга ATP World Tour появился представитель Страны восходящего солнца. Более того, впервые за последние десять лет туда попал азиатский игрок. В прошлый раз, в марте 2004 года, то же самое сделал Парадорн Сичапан из Таиланда.

Совершить рывок с 17-го места, которое Нишикори занимал в конце прошлого сезона, ему позволили отличные результаты, показанные за последние четыре с лишним месяца: победа в Мемфисе, полуфинал в Майами и два блестящих выступления на грунте. Сначала японец победил в Барселоне на одном из самых старых европейских турниров, который проводится с 1953 года, а затем дошел до финала чемпионата категории Masters 1000 в Мадриде, где выигрывал у Рафаэля Надаля – 6:2, 3:1, но в середине третьего сета был вынужден сняться из-за травмы спины.

Сильные качества Нишикори – цепкость и хорошие физические кондиции. Хотя в основном он действует на задней линии, присутствуют в его игре и атакующие элементы. А вот умения творить на корте японцу недостает, как и скорости полета мяча. Тем не менее за счет стабильности и моторности он абсолютно заслуженно попал в десятку, где ниже его (178 см) лишь 175-сантиметровый Давид Феррер.

По этой причине, кстати, довольно соблазнительно сравнивать Нишикори с чемпионом Roland Garros-1989 Майклом Чангом (также 175 см), который тренирует японца с этого сезона и наверняка внес серьезный вклад в его успехи. Однако я этого делать не стал бы, поскольку знаменитый американец китайского происхождения в свое время демонстрировал немного другой, более специфический и менее классический теннис.

И уж, конечно, рано утверждать, что Кеи по силам выиграть Открытый чемпионат Франции. Это может произойти только при исключительно удачном для него стечении обстоятельств. В монотонных и длительных розыгрышах Нишикори уже сейчас не уступает лучшим представителям европейской грунтовой школы. Однако интенсивная, но непродолжительная работа на корте, аналогичная той, которую проделывают хоккеисты, – явно не его конек.

Нишикори привык играть по определенной схеме, и, как и многим другим азиатским игрокам, ему довольно трудно перестраиваться по ходу неудачно складывающегося матча. Поэтому, скажем, Новак Джокович, умеющий с помощью рваной игры и смены ритма не давать возможности сопернику прийти в себя, в гипотетическом поединке с японцем на данный момент смотрится куда предпочтительнее.

Для японского тенниса Нишикори – первая ласточка, за которой наверняка последуют другие. В целом же прорыв этого игрока идеально вписывается в тенденцию, которая просматривается уже несколько лет. Азиатский теннис на подъеме. Это доказывают и успехи женской второй ракетки мира Ли На, и совместное лидерство в парном рейтинге WTA Tour еще одной китаянки Пен Шуай и Си Сувей с Тайваня, и другие менее заметные моменты. Скажем, на меня произвела впечатление игра, которую в финале микста против наших Елены Весниной и Андрея Кузнецова показал японский дуэт Шота Тагава/Хироко Кувата.

Особо следует отметить то, как в странах Азии относятся к парному теннису, который по ряду причин больше подходит азиатским игрокам, чем одиночный. Фактически там его развивают в качестве отдельной дисциплины, учитывая, что в парных разрядах на Олимпиаде разыгрывается сразу три комплекта медалей.

Впрочем, с бюджетом 190 миллионов долларов, которым располагает та же китайская теннисная федерация, можно позволить себе и многое другое. Мы же со своими 8 миллионами вынуждены работать над парой по остаточному принципу, отправляя туда зачастую тех, кто по каким-то причинам оказался не в состоянии добиться результата в одиночке.

Уверен, что российские методические наработки куда более передовые, чем у того же Ника Боллетьери, в академии которого тренируется Нишикори. В отличие от специалистов из других стран, наши тренеры прежде всего учитывают не схему, по которой в принципе предписано работать, а индивидуальный портрет того или иного игрока. Однако 8 и 190 миллионов – деньги несопоставимые. Поэтому пока, увы, все идет к тому, что Китай, Япония и другие страны, вкладывающие в развитие тенниса серьезные средства, через некоторое время нас перегонят.

Шамиль Тарпищев – президент Федерации тенниса России, капитан национальной команды в Кубке Дэвиса, член МОК

Olimpbet awards

Новости