Вера Звонарева: "После одной тренировки пять дней не могу подавать"
Вчера вечером интервью "СЭ" дала экс-вторая, а ныне 96-я ракетка мира, которая за несколько часов до этого заявила, что из-за травмы плеча пропустит начало нового сезона, включая Australian Open
28-летняя россиянка не только снялась с соревнований в Окленде (31 декабря - 5 января), где организаторы предоставили ей wild card, но и отказалась от участия в первом в сезоне-2013 турнире "Большого шлема" - Australian Open (14-27 января).
- Последний раз вы принимали участие в соревнованиях в августе - на Олимпиаде в Лондоне. После чего досрочно завершили сезон и пропали из поля зрения. Что случилось?
- Олимпиада действительно стала неким поворотным событием. Травмы меня беспокоили еще до Игр, но я не раз говорила, что мне очень хочется выступить в Лондоне. Я делала все возможное, для того чтобы сыграть там. И в итоге сыграла. Но после Олимпийских игр поняла, что так продолжаться дальше не может. Боль совершенно не позволяла выходить на корт. К тому же на тот момент речь шла уже не только о травме плеча. Продолжать играть на высоком уровне было невозможно, и мне была просто необходима пауза.
- О каких травмах, вы говорите?
- Ох, проблем со здоровьем было очень много. В начале года они в большей мере были связаны именно с плечом. А затем у меня начала прогрессировать астма. И летом все это наложилось друг на друга: по ходу матчей было тяжело дышать, да еще и боль в плече мешала.
- Как же вы тогда играли на Олимпиаде?
- На уколах. Но их действие через какое-то время прошло, а боль в плече осталась.
- Почему вы так и не прооперировали его?
- Если бы врачи сходились на одном каком-то мнении, то можно было бы все сделать. Но любая операция на плече опасна. Есть риск вообще завязать с теннисом. Так что пока я делаю все возможное, чтобы восстановиться без хирургического вмешательства. Надеюсь, все закончится хорошо. Просто надо запастись терпением и еще немного подождать.
- А диагноз вам в итоге какой-то поставили?
- У каждого врача свое мнение. Глядя на снимки, они называют различные причины боли. Все-таки у любого спортсмена есть много микроразрывов мышц и так далее. И я - не исключение. Пришлось обойти порядка двадцати специалистов. И не было случая, чтобы хоть два-три доктора поставили бы мне одинаковый диагноз. Поэтому "вскрывать" плечо и действовать по обстановке - это был уже не выход. К тому же в таком случае я минимум на два месяца выпала бы из строя. Плюс первые два месяца после Олимпиады занималась лечением астмы. И только потом, когда стала возвращаться на корт, поняла, что плечо по-прежнему не позволяет играть.
- Но сейчас хотя бы проблемы с астмой уже позади?
- Да.
- Вы лечились в России или за рубежом?
- Первое время была в России. А сейчас уже перебралась в Америку, во Флориду. Там и готовилась к сезону.
- Когда вновь приступили к тренировкам?
- Я осенью сначала занималась физподготовкой в Кисловодске. А в теннис начала играть где-то в середине ноября. Но, потренировавшись буквально пару недель, поняла, что плечо полностью не восстановилось, и боль еще есть. Самая большая проблема сейчас - это подача. На данный момент подавать я не могу, хотя все остальное в принципе не так тяжело дается. Мы с тренером Джулианом Веспаном и спаррингом достаточно интенсивно тренировались в США на протяжении трех недель. Но когда стали включать подачу, то тут все и началось… После одного подобного занятия я дней пять не могу подавать.
- То есть сейчас вы на корт вновь не выходите?
- Я хотела выступить на серии турниров в Австралии. И до последнего делала все возможное, чтобы успеть набрать форму к началу года. Мы с моей командой думали, что боль, может быть, со временем утихнет. При этом я, конечно, делала и все необходимые для плеча процедуры. Но проблема в том, что я просто не успеваю восстанавливаться. Если я поиграю в теннис в полном смысле этого слова, то затем из-за сильной боли не могу играть несколько дней. А учитывая, что на турнирах надо будет выходить на корт практически каждый день, то ехать туда сейчас, пока нет смысла. Ну сыграю я один-два матча и что? Я хочу другого. Если уж планирую вернуться на самый высокий уровень, то мне надо быть готовой лучше. К сожалению, сейчас это невозможно.
- И каковы ваши ближайшие планы?
- Продолжу делать различные процедуры, чтобы укрепить мышцы плеча. Каждый день по три часа утром и столько же вечером - я делаю различные упражнения, в том числе и при помощи электронных приборов, помогающих восстанавливать мышечную ткань и связочный аппарат. Так что планы достаточно простые: продолжу ежедневно тренироваться, но не на корте, а в кабинете у врача. (Улыбается.)
- Вы снялись с турнира в Окленде и с Australian Open. А когда наступит следующая точка в плане принятия решения об участии или не участии в следующих соревнованиях?
- После Нового года. Я не тороплю события и посмотрю, как будет идти восстановление. В ближайшие две недели, наверное, не буду вообще брать ракетку в руки. Но надеюсь, что к середине января возобновлю занятия и смогу тренироваться без боли. Хотя бы несколько дней подряд.
- На Новый год останетесь в США?
- Скорее всего, да. Не хочется прекращать восстановительный процесс. Конечно, я думала, что можно было бы на праздник на пару дней вернуться домой. Но лететь по 12 часов туда и обратно достаточно сложно. Хотя, может быть, я еще и изменю свое мнение.
- На Новый год в первую очередь, видимо, пожелаете себя здоровья?
- Наверное, да. (Смеется.)
- Как вы относитесь к тому, что на вас навалились все эти травмы?
- Наверное, воспринимаю это немного иначе, чем большинство людей, оказавшихся в подобной ситуации. Все-таки это не первая травма в моей жизни. Определенный опыт уже есть. Я четко решила для себя, что хочу вернуться на корт. Желание играть в теннис просто невероятное. И я сделаю все возможное для этого. Понятно, что на теннисе жизнь не заканчивается. В период вынужденного простоя я занималась и другими вещами. Например, вернулась к учебе в Дипломатическую академию. Да, интересов много. Но на данный момент все мои мысли и поступки направлены на то, чтобы восстановиться и вернуться на корт.
- Ни разу не пожалели, что ради Олимпиады обрекли себя на все эти проблемы?
- Повторюсь, мне очень хотелось выступить в Лондоне. Все-таки Олимпиада проходит раз в четыре года. И неизвестно, будет ли у меня еще одна. Игры - мечта каждого спортсмена. И если кто-то говорит иначе, то он, наверное, лукавит. Да, конечно, я понимаю, что если бы не Лондон, то взяла бы паузу гораздо раньше. И, возможно, уже сейчас играла бы без всяких проблем. То, что усугубила свои травмы, - тоже понимаю. Всего этого можно было избежать. Но я ни на секунду не сожалею о том, что поехала на олимпийский турнир. Мне хотелось заработать медаль для страны, как четыре года назад в Пекине. Жаль, что не получилось осуществить задуманное. Но я сделала все, что могла, и ни о чем не жалею.
- Связь с другими российскими теннисистками поддерживаете?
- Понятно, что у всех сейчас идет подготовка к сезону. Но мы иногда переписываемся, и все говорят - давай, возвращайся быстрее. Это приятно.
- Вы сказали, что вернулись к учебе в Дипломатической академии...
- Я же брала академический отпуск и пару лет не ходила туда. Подготовка к Олимпиаде и тяжелый турнирный график не позволяли нормально учиться. Но сейчас, когда появилось свободное от тенниса время, я там восстановилась. В начале года ходила на все лекции, потом досрочно сдала зимнюю сессию. И теперь экзамены будут только летом. Если не получится с теннисом - буду сдавать их со всеми ребятами. (Улыбается.)