Три клавиши
СВОЯ КОЛОНКА
Шамиль ТАРПИЩЕВ
Декабрь для теннисистов - месяц тренировочный. Поэтому сейчас самое время поговорить о том, как правильно заложить базу, которая затем, в ходе сезона, позволит максимально эффективно реализовать свои возможности. Сразу же подчеркну, что в идеале игрокам требуется еще один подготовительный период - в конце марта - начале апреля. Однако брать весной полноценный тренировочный тайм-аут в связи с перегруженностью турнирного календаря могут позволить себе далеко не все, поэтому от того, как ты проведешь зимний период подготовки, зачастую напрямую зависят твои результаты на протяжении всего года.
Любой базовый тренировочный сбор начинается с анализа произошедшего за предыдущий год, после чего для каждого игрока составляется индивидуальный график, который зависит от стоящих перед ним задач. Если речь идет о молодежи, то важно учитывать, что скоростные качества лучше всего воспитывать от 7 до 9 лет, параметры общей выносливости закладываются до 16 лет, а психика и внимание формируются до 18 лет и по крупицам совершенствуются затем всю жизнь.
В каждой стране существует своя теннисная школа и, соответственно, свои методики подготовки. Мы в России проповедуем идеологию так называемой "тренировки по направленности" - то есть работу по конкретным недостаткам того или иного спортсмена. Образно выражаясь, теннисный тренер подобен пианисту, перед которым находится инструмент с тремя клавишами под названиями быстрота, скоростно-силовая выносливость и общая выносливость. От того, с какой силой и в какой момент на эти клавиши нажимать, и зависит результат на выходе.
Например, выполняя большие объемы работы над выносливостью, спортсмен теряет в быстроте - и наоборот. При этом свое технико-тактическое оснащение игроку в той или иной степени требуется совершенствовать всю жизнь. Не устаю повторять свою любимую фразу: выходя на корт, теннисист должен стараться играть в свою любимую игру, но если это не гарантирует успеха, надо суметь продемонстрировать любой другой теннис, который этот успех принесет.
Индивидуальные возможности у всех спортсменов разные, и даже такой параметр, как общий объем тренировочной нагрузки, находится в очень большом диапазоне - от 700 до 1300 тренировочных часов в год. К тому же в профессиональном теннисе в тренировочный процесс вмешиваются факторы, которые порой просто невозможно спрогнозировать заранее. Один из важнейших - отсутствие временного лимита теннисных матчей - особенно принципиален на турнирах "Большого шлема", где у мужчин поединки проводятся из пяти сетов. Нельзя забывать и о значимости жеребьевки, на которую, в свою очередь, напрямую влияет положение в рейтинге того или иного игрока.
Учитывая, что за год теннисисту-профессионалу порой приходится выступать 32-34 недели, теннис следует признать видом спорта, противоречащим методике спортивной тренировки. Ведь, согласно ее законам, спортсмен не может выходить на пик формы более трех раз. Но дело не только в росте количества турниров, проводящихся в разных часовых и климатических поясах и на различных покрытиях. После перехода с деревянных ракеток на современные, сделанные из композитных материалов, скорости в игре возросли примерно на 22 процента. Соответственно, резко увеличились нагрузки на стопы игроков, их колени, локтевые суставы, кисти и позвоночник. Таким образом, возникла парадоксальная ситуация: не являясь контактным видом спорта, профессиональный теннис стал чрезвычайно травмоопасен.
Надо признать, что вследствие отсутствия в России не отягощенных коммерцией теннисных академий культура тренировочного процесса в нашей стране сейчас во многом утеряна. Разумеется, в процессе работы со сборными командами используются наработки наших медицинских специалистов и Комплексной научной группы, как минимум дважды в год проводится специальное тестирование. Однако на местах профилактика, позволяющая молодежи избегать травматизма в будущем, сведена к минимуму.
Несмотря на это, недавно был достигнут рекордный для начала декабря показатель - 558 побед российских игроков на различных международных соревнованиях всех возрастов. То есть потенциал у нас по-прежнему большой. Тем обиднее сознавать, что вследствие отсутствия достаточного финансирования реализовать его в полной мере пока не удается.
Шамиль ТАРПИЩЕВ - член МОК, президент Федерации тенниса России, капитан национальных сборных в Кубке Дэвиса и Кубке федерации