Виктория Азаренко: "Много работаю над психологией"
В минувший понедельник победительница "Кубка Кремля"-2010 5-я ракетка мира Виктория Азаренко наряду с 3-м номером рейтинга WTA россиянкой Верой Звонаревой и сербкой Еленой Янкович посетила презентацию женского итогового турнира WTA Championships в Стамбуле, который впервые пройдет здесь в конце октября. По окончании мероприятия мы поговорили с 21-летней минчанкой на самые актуальные темы.
- Начнем с завершившегося в воскресенье Roland Garros, на котором вы дошли до четвертьфинала. Можно это считать успехом или все же испытываете определенное разочарование?
- Конечно, сначала я была расстроена поражением от Ли На. Хотя, естественно, четвертьфинал - результат достойный, так что и положительные эмоции от выступления в Париже тоже есть. Но вы же понимаете, что всегда хочется сыграть как можно лучше.
- А какие усилия надо приложить для того, чтобы вот так неожиданно для всех взять и выйти в финал, как в этом году получилось у Ли На, а в прошлом - у Франчески Скьявоне?
- Для этого нужно нечто большее, чем просто удача и упорная работа. Может быть, определенное стечение обстоятельств. Впрочем, и Скьявоне, и Ли На показывают достойный теннис, они не какие-то там игроки, случайно дошедшие до финала. Не стоит забывать, что, к примеру, китаянка в начале сезона играла в решающем матче на Australian Open. Средний уровень женского тенниса стал выше, это отмечают все. Конкуренция выросла прилично, причем не только между игроками первой десятки, но и девочками, стоящими в рейтинге чуть пониже. Есть, конечно, американки Серена и Винус Уильямс, бельгийка Ким Клийстерс - теннисистки, за чьими победами на "Больших шлемах" мы наблюдали, когда сами еще выступали в юниорах. Но конкуренция сейчас такая, что не особо ощущаешь разницу - против молодой или опытной теннисистки ты играешь. Хотя, конечно, на крупных турнирах иногда именно опыт помогает в самые сложные моменты.
- А у вас есть турнир, на котором вам так же комфортно, как Скьявоне в Париже?
- Конечно, у каждого человека остаются какие-то чувства и эмоции от того места, в котором ты выигрываешь. Я, например, дважды побеждала в Майами. Можно сказать, что это мой любимый турнир.
- Сейчас у теннисисток опять происходит переход на другое покрытие - с грунта на траву. Вам вообще подобные вещи легко даются?
- Лично у меня в большинстве случаев все зависит от подготовки. Хотя, например, в этом году, выиграв турнир в Майами на жестком покрытии, я буквально через день уже играла в Марбелье на грунте. Затем вновь перешла на хард для участия в Кубке федерации и только после этого окончательно вернулась на грунт. Но, несмотря на все эти резкие переходы, адаптировалась я удачно и провела неплохую часть сезона. Впереди Уимблдон - турнир, который мне нравится, в том числе из-за его традиций.
- Вы уже полтора года сотрудничаете с тренером Сэмом Сюмиком….
- Да, полтора года пробежали очень быстро, и я их особо и не заметила. Сейчас мы с Сэмом стали более глубоко работать над психологией, ну и про определенные элементы игры тоже не забываем.
- А сколько времени вам потребовалось на то, чтобы наладить контакт с Сюмиком, когда он стал вашим новым тренером? Многие говорят, что на это уходит от трех до шести месяцев.
- Я не знаю, кому сколько времени на это требуется, но мне кажется, никогда не надо зависеть от тренера. Да, в нашей совместной работе он может помогать, но не надо, например, винить своего наставника в том или ином поражении, как это делают многие игроки. У нас иные отношения с Сэмом и всей командой - более дружные. Причем общение не заканчивается только работой на корте, мы часто все вместе ужинаем. Забота друг о друге - важная составляющая нашей команды. Мы словно настоящая семья.
- Вы и так были популярны в России, но когда стали играть пару вместе с Марией Кириленко, число ваших поклонников в нашей стране еще увеличилось. Пока Маши нет рядом, расскажите о ее плюсах и минусах…
- Она же все равно это прочитает (смеется). Маша - хороший открытый человек, очень адекватный. Это все идет в плюс во время парных матчей. Потому что некоторые партнеры порой давят на тебя, и ты ощущаешь эту психологическую нагрузку. С Кириленко такого нет, мы подстраиваемся друг под друга и стараемся получить удовольствие от игры. Что касается ее слабых сторон, то, наверное, не мне об этом судить и говорить. Маша замечательная!
- А к Олимпиаде-2012 вы не будете ни с кем из соотечественниц пару наигрывать?
- Я больше настраиваюсь на микст с Максом Мирным, но главным в Лондоне будет все-таки выступление в одиночном разряде.
- В понедельник состоялась презентация WTA Cham-pionships-2011. То, что итоговый турнир, который из Дохи на три года переехал в Стамбул, будет проходить не на открытых кортах, а в зале, для вас имеет какое-то значение?
- Я думаю, это даже удобно, ведь к концу сезона большинство турниров проходит именно в закрытых помещениях. Мне в принципе нравилось, как был организован итоговый чемпионат в Дохе, но теннис развивается, и это должно происходить по всему миру. Так что теперь WTA Championships послужит своего рода ступенью для развития нашего вида спорта в Турции в целом и в Стамбуле в частности. Это хорошо, что итоговый турнир путешествует по всему миру. Все-таки кому-то из игроков ближе Европа, а кому-то - Австралия или США. (Улыбается). А предугадать, кто попадет в итоговую восьмерку, всегда тяжело.
- Вы стабильный игрок первой десятки, и пресса теперь более пристально следит за вами не только на корте, но и вне его. В последнее время вас часто спрашивают об отношениях с Сергеем Бубкой. Вас все эти вопросы про личную жизнь не пугают?
- Нет. Но я считаю, не зря это называется личная жизнь. И подобные вещи должны оставаться между людьми, которых все это касается. Пусть люди узнают меня в первую очередь как человека и теннисистку, а то, как и с кем я иду по жизни, все-таки должно быть при мне.
Владас ЛАСИЦКАС
Стамбул - Москва