Новак Джокович: "Не желаю останавливаться"
На своей чемпионской пресс-конференции победитель Australian Open-2011 Новак Джокович признался, что его тактика на финальный поединок себя оправдала, пообещал, что Энди Маррэй обязательно выиграет турнир "Большого шлема", и назвал этот период лучшим в своей теннисной карьере.
- Как думаете, могли бы вы сыграть лучше, чем сыграли? Это был идеальный матч?
- Это был отличный матч. С первого до последнего мяча я делал то, что намеревался делать, то, что мы обсуждали с тренером, то, к чему готовился. Я был очень хорошо готов физически. Между полуфиналом и финалом у меня было два дня на подготовку, что очень важно на этой стадии соревнований. Я знал, что это будет матч с долгими розыгрышами, что мне будет противостоять теннисист, который почти не ошибается, очень талантливый игрок, один из лучших в мире в игре на приеме. Мне нужно было обязательно входить в корт. Это обстоятельство было ключевым. Нужно было гонять его по всей площадке, что я и делал. Переломным моментом в игре, возможно, стал последний гейм первого сета, тот невероятный обмен ударами с задней линии, долгий розыгрыш и несколько уходящих мячей.
- В некоторых моментах вы выглядели абсолютно непобедимым. Мог ли соперник что-то с вами сегодня сделать?
- Я о себе так не думал. В те моменты я старался сохранить свои ощущения - мне было хорошо и комфортно на корте. В ряде эпизодов я действительно чувствовал, что могу достать любой мяч, что способен быстро переходить из обороны в атаку. В важные моменты я довольно хорошо подавал, открывал себе корт для удара навылет. Когда нужно было терпеть, терпел. Я менял ритм, менял скорость, потому что Энди из тех, кто любит контролировать ход игры. Я не хотел ему этого позволять. Победа в финале турнира "Большого шлема" над таким теннисистом, как Энди Маррэй, в трех сетах делает мой успех еще более серьезным.
- Выиграв матчбол, вы радовались довольно сдержанно. Это что-то вроде знака уважения к вашей с Энди дружбе?
- Да. Это непросто. Я представляю, как он себя чувствует. Это его третий финал, и он не может выиграть титул. Но я уже сказал во время церемонии награждения и повторю это снова: я с большим уважением отношусь к нему и к его игре. У него есть все, чтобы стать чемпионом турнира "Большого шлема". Я уверен в том, что это скоро произойдет.
- Вы сказали, он лучший в мире в игре на приеме?
- Определенно один из лучших.
- В первом сете вы отдали сопернику всего шесть очков на своей подаче. Как это объясните? Это вы так хорошо подавали или он так плохо принимал?
- Не думаю, что я так уж хорошо подавал. Просто старался подавать по месту. Первый удар после подачи был очень важен. Необходимо было сразу играть агрессивно. Именно это я и делал. Как я уже сказал, такой была моя тактика: стараться как можно больше открывать корт, выбивать его, а потом идти вперед.
- Как вам удалось стабилизировать подачу?
- Подал несколько тысяч мячей на тренировках. Это результат тяжелой работы и терпения. Они, наконец, стали приносить плоды. Никаких секретов.
- Между первой вашей победой на турнире "Большого шлема" и второй прошло довольно много времени. Вы сейчас чувствуете себя более зрелым и опытным игроком? Следующий титул не заставит себя так долго ждать?
- Да, чувствую себя более опытным. Сейчас я играю лучше, чем три года назад, потому что я стал физически сильнее, стал быстрее, да и ментально я более мотивирован. Знаю, как реагировать в те или иные моменты, понимаю, как нужно играть на важных стадиях. О лучшем начале сезона я и мечтать не мог.
- Особенно учитывая то, что вы обыграли Роджера Федерера и Энди Маррэя?
- Эти парни на харде показывают свой лучший теннис. Так же, как и я. Обыграть их обоих в трех сетах - это что-то невероятное.
- В прошлом году вы потерпели обидное поражение здесь, потом на Roland Garros и на Уимблдоне. Что произошло между травяным турниром "Большого шлема" и американской серией? Что помогло вам вернуть уверенность в себе?
- Что-то переключилось в моей голове. Я очень эмоционален и на корте, и вне его. Я показываю свои чувства. Просто я такой, какой я есть. Все люди разные. За пределами корта все складывалось для меня не лучшим образом, и это влияло на мою игру, на мою профессиональную карьеру. Но потом мне удалось разобраться в своей голове. Все зависело от меня самого. Я пытался найти лучшее решение и вернуться на верный путь.
- Не могли бы вы поподробнее рассказать, что такого вы нашли в себе, что вам помогло измениться?
- Говорю же: что-то переключилось. Это была настоящая мысленная битва - я пытался отделить свою профессиональную жизнь от личной. Но, знаете, это невозможно. Все мы люди. Если что-то идет не так за пределами корта, это будет влиять на игру. Я смог решить эту проблему. Это часть нашей жизни. Все сталкиваются с трудностями. Преодолеть этот кризис, выстоять и посвятить себя спорту - это большой успех для меня.
- Как раз в это время у вас было два разных тренера.
- Так и есть.
- Вас, как казалось со стороны, это смущало. Вы получали разные указания от разных людей.
- Да, это не работало. Я устал. При всем моем уважении к Тодду Мартину, великому игроку и очень хорошему тренеру, мне все это не шло на пользу. Сохранять баланс, путешествуя по турнирам с двумя наставниками, очень сложно. Это не работало. Мариан Вайда всегда будет частью моей команды. Он для меня больше, чем тренер. Мой физиотерапевт Мильян Аманович, мой тренер по фитнесу - эти ребята вложили огромное количество сил в мое развитие как на корте, так и вне его. Я многим им обязан. Они заслужили того, чтобы отдать им должное.
- Вы в трех сетах победили Федерера, в трех сетах - Маррэя. В этих матчах вы чувствовали себя по-разному? Когда вы больше волновались?
- Ты волнуешься всегда - и в полуфинале, и в финале "Большого шлема". Есть свои личные переживания, небольшое давление, ожидания. Но я много работал и для того, чтобы быть морально готовым к таким моментам, и для того, чтобы физически выдерживать пятисетовые матчи. Эти два поединка были очень разными, потому что мне противостояли теннисисты с разными стилями игры.
- Вы говорите, что Энди Маррэй однажды выиграет турнир "Большого шлема". Откуда такая уверенность?
- Во-первых, он очень талантливый игрок и очень трудолюбивый. Он уже три раза играл в финалах. Ему осталось сделать только последний шаг. Конечно, это непросто. Сегодня вы сами видели, как он расстроился, потому что упустил возможность выиграть свой первый турнир "Большого шлема". Но вы знаете - это процесс обучения. Он еще молод, и у него будет еще не один шанс победить.
- Не планируете играть с Энди в паре?
- Мы обсуждали это. Сейчас я, разумеется, не хочу его ни о чем спрашивать. Но когда пройдет время, мы еще раз об этом поговорим. Так что посмотрим.
- Вы с Энди во многом похожи. В чем разница между вами - двукратным чемпионом турниров "Большого шлема" и им, не выигравшим ни одного?
- Сложно сказать. Что конкретно вы имеете в виду?
- На ваш взгляд, в главных матчах он испытывает проблемы морального характера? Вы сегодня выглядели очень уверенным в себе и очень сильным.
- Морально это действительно очень тяжело. Ты выходишь в финал турнира "Большого шлема", оказываешься в шаге от титула. Играешь в решающем матче и думаешь о том, как сильно ты хочешь победить, но вдруг что-то идет не так. Слишком много думаешь. Слишком сильно загружаешь свой мозг. Это настоящее ментальное сражение с самим собой. В конце концов, теннис - вид спорта, в котором психология играет очень важную роль. Физически-то каждый силен. В последние пару лет теннис добился огромного прогресса. Это невероятно. Сравните, например, 2007 и 2008 годы с 2010 и 2011-м. Мяч летит гораздо сильнее, подачи мощнее. Для того чтобы добиваться успеха, нужно полностью посвятить себя профессиональному спорту и стремиться к стабильности.
- С тех пор как Роджер и Рафа проиграли до финала, некоторые стали говорить, что ситуация в мужском теннисе изменится. Вы согласны?
- Рафа и Роджер - по-прежнему лучшие теннисисты мира. Тут не может быть никаких вопросов. Мои успехи или успехи Маррэя с их успехами даже сравнивать нельзя. Они доминируют в современном теннисе, и я отдаю им должное. Но все равно приятно, что в финальных стадиях турниров "Большого шлема" появляются новые лица, что другие игроки борются за титулы. Это все, что я могу сказать.
- В декабре вы выиграли Кубок Дэвиса. Теперь - Australian Open. Это лучший период в вашей жизни?
- В моей теннисной жизни - да. Кубок Дэвиса и второй титул на мэйджоре - это мечта любого теннисиста.
- Как вы будете праздновать успех? Вас ждет веселая ночь, не правда ли?
- А как вы думаете? После победы на турнире "Большого шлема" по-другому быть не может. Празднования - это тоже часть триумфа.
- Кроме Надаля и Федерера в последние годы только два действующих теннисиста выигрывали два турнира "Большого шлема" - вы и Ллейтон Хьюитт. Он после второго остановился. Чего вы ждете от себя? На сколько титулов рассчитываете?
- Я точно не желаю останавливаться на достигнутом. Разумеется, я хочу, чтобы мое тело оставалось здоровым и готовым к новым вызовам. Я хорошо играю на всех покрытиях, что уже неоднократно доказывал. Хард - мое любимое. Мои результаты - два финала на US Open и два финала здесь - говорят сами за себя. Но и на Roland Garros, и на Уимблдоне я могу хорошо выступить.
По материалам официального сайта Australian Open
подготовила Мария НИКУЛАШКИНА