Ольга Морозова: "Шансов больше у Дементьевой"
Финалистка Уимблдона-1974 Ольга Морозова впервые приехала на этот турнир еще в 1965 году, когда победила здесь в юниорском одиночном разряде. Встретить такую известную личность в кулуарах Всеанглийского лаун-теннисного клуба и не поинтересоваться ее мнением по поводу грядущих женских полуфиналов было бы для корреспондента "СЭ" непростительной ошибкой.
Евгений ФЕДЯКОВ из Лондона
- Ольга Васильевна, давайте для начала определимся: Всеанглийский лаун-теннисный клуб по отношению к предстоящим полуфиналам - это нейтральная территория или все-таки скорее территория Уильямс?
- Есть ощущение, что здесь сестры имеют право чувствовать себя хозяйками. Чего уж там греха таить - нас, российских тренеров, победы Уильямс частенько раздражали. Но в первую очередь потому, что многие из нас мечтали получить в свои руки столь же талантливых игроков. Конечно, сестры - выдающиеся личности и теннисистки, и любой турнир с их участием играет яркими красками. Особенно Уимблдон, где они побеждали много раз.
- В чем заключается сила Уильямс?
- В их неординарных способностях. Возьмем таких суперзвезд прошлого, как Штеффи Граф и Мартина Хингис. Это были великие чемпионки, но в их игре все-таки присутствовали чисто теннисные слабости, которыми по крайней мере теоретически можно было воспользоваться. В случае же с Уильямс, по сути, приходится уповать либо на их неидеальное психологическое состояние, либо на то, что они нездоровы. Настолько Винус и Серена талантливы. При этом они продолжают прогрессировать!
- В чем именно это выражается?
- Приведу пример - четвертьфинал Светланы Кузнецовой против Серены на Открытом чемпионате Австралии. Света, напомню, сначала имела преимущество, но в решающий момент Серена переломила ход борьбы, сыграв не только мощно, но и по месту. То есть так, как надо. Раньше за ней я такого почти не замечала. Выходит, в отличие от прошлых лет сейчас у нее есть план на игру. Конечно, на радость всем нашим девушкам, у Серены время от времени скачет вес. Когда она поправляется, процент побед над ней возрастает, когда худеет, этот показатель падает. Но в принципе обе Уильямс - очень атлетичные игроки. В этом отношении из россиянок к ним ближе всего Дементьева.
- А в чем совершенствуется Винус?
- Подобно Серене она постепенно подчищает технику. На базе прежних ударов у обеих сестер появляются новые. Например, у Винус в техническом плане был далеко не идеальный удар справа, на тренерском теннисном жаргоне это называется "дыра". Но ведь она эту самую "дыру" практически залатала, и теперь сопернице приходится здорово постараться, чтобы Винус при выполнении форхэнда снова начала допускать брак. Кроме того, она улучшила движение подачи. У нее исчез гуляющий подброс мяча, и теперь правильно переносится вес тела. В общем, очень интересно, что сумеют противопоставить Динара и Лена нынешним Уильямс.
- Если сравнить два конкретных матча - Сафина против Винус и Дементьева против Серены, - у кого из россиянок шансов больше?
- Конечно же, у Лены, которая подошла к этому турниру в очень хорошей форме. Если взять идеальный вариант - лучший теннис Лены против лучшего тенниса Серены, - то вполне может быть борьба. На задней линии лучше играет Лена, которая легче передвигается, в игре у сетки преимущество у Серены. Подача тоже лучше у нее, однако у Дементьевой стабильный прием, который не уступает приему Серены. То есть если Дементьева вместе с тренером все разложит по полочкам и выберет грамотную тактику, варианты появятся. Хотя если с самого начала Лена будет волноваться, ей придется тяжело.
- Но игра может получиться красивой?
- Конечно. Более того, если бы можно было изменить сетку, то с точки зрения тактики и психологии именно матч Дементьевой с Сереной мог бы стать самым интересным финалом.
- А по поводу перспектив Сафиной что скажете?
- Трава на данный момент - не ее покрытие. И потом на пути к полуфиналу Динара потратила столько сил, что восстановиться будет очень непросто. Уровень игры Динары зависит от ее сложного психологического состояния. Соперничая с теми, кто стоит в рейтинге значительно ниже, она понимает, что не имеет права уступать. А когда играет с теннисистками из первой десятки, считает, что надо доказывать свое право называться звездой. И потом подача Динары не помогает ей так, как помогала в прошлом году. Конечно, хочется ошибиться, но полагаю: для того чтобы Сафина выиграла у Винус, должно случиться что-то особенное. Впрочем, Уильямс-старшая тоже подвержена волнению. Даже несмотря на то что обожает этот стадион, эти корты и чувствует себя здесь очень хорошо.
- Вопрос, который по большому счету даже не имеет отношения к Сафиной. 15 двойных ошибок за матч и титул первой ракетки мира в женском теннисе - совместимые понятия?
- Отвечу так. У каждого игрока есть свои плюсы и минусы. Да, у Динары подача слабее, чем у Серены. Зато Сафина лучше двигается по корту, хотя многим это, наверное, не так бросается в глаза. Теннис тем и интересен, что каждый игрок должен найти оружие для того, чтобы использовать слабости соперника. Хотя, конечно, когда не идет подача, всегда обидно, поскольку в теннисе это единственный удар, который зависит только от тебя.
- Согласны с Евгением Кафельниковым, который считает, что проблемы с подачей, которые испытывают наши игроки, объясняются неправильной работой в детском возрасте?
- Согласна. Наши тренеры зачастую просто не знают, как научить подавать. Но тогда надо советоваться. К примеру, мой наставник, Нина Сергеевна Теплякова, была умной женщиной. Она тоже не знала, но попросила помочь двух в то время людей, которым я очень благодарна. И один поставил мне первую подачу, а другой - вторую. В итоге получилось так, как надо. Евгений абсолютно прав. Подачей надо отдельно заниматься. Правда, зачастую в этом вопросе у нас, как и во всем мире, многое зависит от родителей. Папам и мамам кажется, что если они платят деньги, то ребенок должен бегать по корту, а не стоять на месте. Это тоже своего рода психология.
Разумеется, есть моменты, которые до конца не использует наша российская теннисная школа. Не случайно за все время у нас вырос только один по-настоящему подающий игрок - Марат Сафин. Кстати, мой муж, который в свое время работал на "Спартаке", однажды рассказал очень интересную вещь: у Марата правильная подача пошла практически с пеленок, он ее сразу как-то ухватил. Поэтому, работая с детьми, надо обязательно делать специальные упражнения. Особенно это касается девочек, у которых зачастую отсутствует метательное движение. Его надо развивать.
- Но что делать тренерам, которые, подобно Тепляковой, не знают, как работать над тем или иным техническим элементом?
- Готова проконсультировать, причем не только на корте, но и по интернету. У меня есть компьютерные разработки, которые можно использовать с большим успехом. Выглядеть такая консультация может примерно так: мы связываемся по телефону с родителями или тренером, что, кстати, предпочтительнее. Они присылают мне видеозапись того или иного технического элемента в исполнении молодого игрока. Я обрабатываю запись на своем компьютере и опять-таки по телефону объясняю, что именно надо исправить. В том числе и на примере техники звезд. Исходя из этого, потом упражнения подбираем. Данную идею мне подсказали друзья, которые даже помогли открыть в интернете специальный сайт.
- Вернемся еще немного к подаче. В этом компоненте Уильямс не знают себе равных?
- У Серены движение действительно идеальное. А у Винус - при ее потрясающей пластике - все-таки не совсем. Хотя постепенно она его исправляет.
- Нынешний Уимблдон выдался необычно жарким. Говорят, что примерно таким же, как в 1994 году, когда в финале испанка Кончита Мартинес неожиданно обыграла великую Мартину Навратилову.
- Интересная параллель! Может, тогда действительно наши девчонки будут в финале? В самом деле, почему бы и нет? Хотя я все-таки не думаю, что жара существенно поможет высокорослой Динаре. А вот Дементьевой такая погода действительно может оказаться на руку. Она ведь и в те времена, когда мы вместе работали, выдерживала тяжелейшие матчи на Открытом чемпионате Австралии, где другие падали, словно мухи. И сейчас, повторяю, выглядит полностью готовой физически.
- Почему?
- У Лены есть одно важное качество. Во время отдыха в перерывах между турнирами она не прекращает тренироваться полностью, как некоторые. Поэтому ее организм постоянно находится в тонусе. Динара, кстати, тоже не забывает о тренировках, но уж больно непросто пришлось ей на этом турнире.
- А с точки зрения психологии как дело обстоит? Так ли много теряет первая ракетка мира в случае поражения от такой великой чемпионки, как Винус Уильямс?
- С этой точки зрения все действительно не так уж страшно. Сафина должна опираться на свою игру, чтобы чувствовать себя удобно. И, конечно, ни в коем случае не волноваться. В конце концов, Иван Лендл, который ни разу не смог выиграть Уимблдон, на все времена остался великим игроком. Так же как и Пит Сампрас, ни разу не покоривший Roland Garros. А ведь Динара в этой четверке полуфиналисток - самая молодая. При этом за последний год она добилась невероятного прогресса.
- Дементьева на пресс-конференции после четвертьфинала сказала, что постепенно прибавляет. А в чем именно?
- У Лены, как и у сестер Уильямс, появляются новые удары, она более разнообразно обрабатывает мяч. Когда Дементьева работала со мной, была на одном уровне, с Андреем Ольховским поднялась на другой, сейчас забралась еще выше. В последнее время она использует комбинации, которые прежде в ее арсенале не просматривались. И с точки зрения способностей, которыми обладает Дементьева, это далеко не предел.