Светлана Кузнецова: "Главное - с нервами справиться"
Мария НИКУЛАШКИНА
из Парижа
– Матч был очень, очень сложным, – сказала Кузнецова. – Я не очень хорошо играла, сильно нервничала. Боролась сама с собой. На одном из переходов сидела и думала, что счет 4:3. Спросила у судьи на вышке, мне сказали, что 5:4. В общем, была на другой планете. Но здорово, что я узнала об этом и смогла подать на матч. Встреча была очень тяжелой.
– В Париже очень жарко, а у вас была затяжная встреча. Как справлялись с этим?
– Да, у нас были очень длинные геймы. У меня постоянно появлялись брейк-пойнты. Другое дело, что я никак не могла их реализовать. На улице действительно очень жарко. Мяч отскакивает высоко. Обычно это хорошо для меня, но не сегодня. Сегодня вообще все было плохо. Я очень сильно нервничала. Перед следующим матчем нужно как-то расслабиться. А то напряжение чрезмерно.
– Нервничали, потому что это первый круг турнира "Большого шлема" или потому что у вас этот турнир вызывает особые чувства?
– Потому что это Париж. А я всегда нервничаю в Париже. Всегда хочу выступить тут как можно лучше. Иногда лучше думать, что это не "Большой шлем", а какой-нибудь маленький турнир.
– Как вы оцениваете сетку нынешнего турнира? Является ли она открытой для любой теннисистки?
– Да, сейчас нет игрока, который побеждает всех, как Серена или Мария. Но другие девочки тоже играют хорошо. Симона Халеп, Элина Свитолина… Много кто показывает отличный теннис. И это тоже здорово.
Victory for ??@SvetlanaK27 vs. ??@ChristinaMcHale - 7-5, 6-4
– Tennis Channel (@TennisChannel) 28 мая 2017 г.
R1 of 2017 @RolandGarrosEN continues on Tennis Channel.#RolandGarros2017 #RG17 pic.twitter.com/kzTIG25yTA
– Вы довольны тем, как сами готовы к этому турниру?
– Знаете, с годами я поняла, что можно быть изумительно готовой физически, чувствовать себя прекрасно, но выступить просто ужасно. А можно приехать без ожиданий и сыграть отлично. Я бы не хотела оценивать свою подготовку. Но я хорошо чувствую мяч, хорошо бью, неплохо двигаюсь и вообще играю. Я бы сказала, что физически готова прекрасно, но сегодня не могла дышать из-за нервов. Как только я смогу с ними справиться, станет лучше.
– Как будете пытаться контролировать эмоции в следующем матче?
– Со мной тут много друзей, которые бесконечно советуют мне что делать. Очень сложно объяснить им, что с трибуны все видится по-другому. Если ты никогда не был на корте, тебе не понять. Буду пытаться как-то расслабиться. Обычно во втором круге бывает лучше, но кто знает.
– Многие считают, что вы можете выигрывать турниры "Большого шлема", если не будете излишне на себя давить. Есть объяснение тому, что случается с вами на крупных турнирах?
– Высокие требования к себе. Знаешь ведь свои возможности. Плюс большое желание. Спортсмен не был бы спортсменом, если бы не хотел постоянно побеждать. Есть теннисисты, от которых ничего не ожидают, и им проще. Они вдруг что-то выигрывают, и все говорят: "О, круто!". Но, как правило, как только начинает получаться, тут же вырастают ожидания. И не все могут с этим справляться. А на вершине можно быть, только если умеешь эти эмоции контролировать.
– Что говорит вам ваш тренер Карлос Мартинес о том давлении, которое вы на себя накладываете?
– После матча он сказал, что даже не хочет ничего со мной обсуждать. Какой смысл разбирать тактические действия, если боролась я исключительно с самой собой? Это все эмоциональное. Он очень хорошо меня знает. Понимает, через что прохожу. Он просто рад, что я выиграла в двух сетах. Но все равно заметил, что такие поединки очень энергозатратны.
– Как планируете переключать внимание и расслабляться?
– Сериалы смотрю – расслабляюсь. Нужно просто отвлекаться, заниматься другими вещами. И желательно не с теми людьми, которые постоянно рассказывают тебе, как нужно играть. Я понимаю, что люди хотят сделать как лучше. Но каждый человек индивидуален. Не всегда помогает то, что говорят. Но я искренне благодарна всем за советы. То, что с ними делать, это уже моя проблема.
– Может быть, стоит крестиком вышивать или что-то другое руками поделать?
– О, я пишу много в телефоне. Аж руки сводит. Разминка кистей рук – часть моего восстановления (улыбается).
– Когда проводили свой матч, следили за тем, как Екатерина Макарова играет с Ангелик Кербер?
– Я и Кате, и ее команде сказала, что у них хорошие шансы на победу, потому что Кербер сейчас далека от тех кондиций, в которых была раньше. А Катя, наоборот, прибавляет от матча к матчу. Так что я не сомневалась, что она выиграет. Особенно после того, как немного посмотрела начало поединка.
– Скажете пару слов о Петре Квитовой, которая сегодня выиграла первый матч после возвращения?
– Я видела ее сегодня утром. Обняла ее, спросила, как дела, как она провела время вне тенниса. Знаете, надо во всем видеть что-то позитивное. У нее была возможность отдохнуть и побыть дома. Она выглядит счастливой. А я рада, что она вернулась.
– Вы болели за Андрея Рублева в квалификации.
– И Андрей, и Карен Хачанов тренируются в Барселоне, недалеко от того места, где я живу. Мне интересно наблюдать за их подготовкой. Мне кажется, это интересно – следить за теннисом, смотреть, кто как работает, кто как развивается. Теннис – особая штука. Вроде все всё знают, но еще много всякого неизученного.
– В чем, на ваш взгляд, Андрей уступает Александру Звереву, а в чем его превосходит?
– Пока это, к сожалению, совершенно разный уровень. У Андрея огромное желание, но предстоит еще много работать. Он только недавно начал формировать свою игру. Ему еще трудиться и трудиться. Саша Зверев уже практически сформировавшийся игрок. Он четко знает что делает.
– Сейчас многие девушки-теннисистки расцветают только к 30 годам, хотя раньше в этом время заканчивали.
– Сейчас тренировки совсем другие. Раньше люди заканчивали, потому что физической подготовки не хватало, не было таких методик. А сейчас у каждого есть физиотерапевт. Более серьезная работа идет. Во всей методической литературе так написано, и мой папа так говорит: с 30 до 35 лет у женщины самый лучший возраст в спорте. Плюс к этому времени уже начинаешь мыслить по-другому, обретаешь опыт. Раньше такой матч, как сегодня, я бы проиграла. А сейчас я знаю, что могу ужасно играть, но все равно победить.
– На ваш взгляд, теннисное долголетие – это плюс или минус?
– Больше игроков – интереснее смотреть. Если бы еще и календарь стал короче. А так убирают неделю-две. Я с 16 лет играю с января по ноябрь. А я же девушка! Хочу жить нормальной жизнью. В кино сходить, замуж выйти… Но у меня нет на это времени!
Что это получается? Начинаю я с кем-то встречаться, а потом говорю: "Подожди меня, я через полтора месяца приеду". Потом наведываюсь на неделю и снова на два месяца уезжаю. Это не все понимают. А мне даже неловко как-то такое говорить.