«Циципаса считают фаворитом, но психологически лучше готов Рублев». Чакветадзе — об огненном четвертьфинале
В Париже близка развязка одного из главных теннисных турниров года. До стадии четвертьфиналов «Ролан Гаррос» добрался только один россиянин — 22-летний Андрей Рублев. В среду за выход в полуфинал он схлестнется с пятым сеянным Стефаносом Циципасом. О шансах нашего теннисиста, главном фаворите турнира и проблемах женского тенниса в России мы обстоятельно поговорили с экс-пятой ракеткой мира, а ныне известным комментатором Анной Чакветадзе.
— Два безумно амбициозных молодых игрока будут бороться за полуфинал — это будет настоящая битва, — проанонсировала Анна. — Их последняя встреча была не так давно — в финале в Гамбурге. Тогда в трех очень плотных сетах победил Рублев. Здесь — формат из пяти сетов, и не исключено, что игра будет складываться совсем по-другому. Но мне очень нравится, как психологически готов Андрей. Практически в каждом матче он делает камбэки. Причем не со счета, например, 1:3. Он отыгрывал и 2:5. Сэму Керри вообще проигрывал вчистую — американец, ведя 2:0 по партиям подавал на матч. Но за счет характера и невероятной силы воли Рублев заставил себя играть лучше. Приятно видеть, что он взрослеет на корте. Мы уже не видим тех детских реакций, которые были присущи ему раньше. Наоборот, он собирается в сложные моменты. Так что Циципасу будет непросто. Хотя и он не подарок. В первом круге тоже отыгрался с 0:2. Вот только ему есть что терять. Грека считают большим фаворитом. А с топ-игроками он обычно хорошо играет, когда на нем нет большого давления.
Андрей может попасть на итоговый турнир АТР
— Недавняя победа в финале в Гамбурге — это скорее плюс для Рублева? Или, наоборот, сложно обыграть одного соперника дважды за столь короткий срок?
— Тяжело. Но каждый турнир — это новая история. Решающую роль сыграет психология. И мне кажется, что в этом смысле сейчас лучше готов Андрей.
— Тем более ему совсем нечего терять. Он же вообще впервые прошел первый круг в Париже.
— Да, думаю он будет играть спокойнее.
— Рублев и на US Open дошел до четвертьфинала, и теперь. Главный фактор прогресса — психология?
— Андрей всегда играл хорошо. Сразу было видно, что он яркий и талантливый теннисист. Но раньше он начинал излишне нервничать в решающие моменты. Уходил в негатив, ломал ракетки. Некоторых такие действия приводят в чувство, а Рублев — начинал сыпаться на глазах. И он признавался в интервью, что находится в поиске правильного состояния на корте — не слишком спокойного, но и не излишне агрессивного. Мне кажется, он его нашел.
— Правильно понимаю, что при определенных раскладах Андрей может попасть на итоговый турнир АТР?
— Да, но в расписании много турниров, а сколько из них будет сыграно — непонятно. Пандемия бушует. Поэтому во многом для Андрея все будет зависеть именно от «Ролан Гаррос».
Джокович феноменален, но в Париже всегда фаворит Надаль
— Насколько очевидный фаворит турнира Новак Джокович?
— А я бы не назвала его очевидным фаворитом, потому что в Париже 12 раз побеждал не он, а Надаль.
— Но сейчас серб выглядит крайне мощно.
— Мощно и феноменально, но грунт есть грунт. Рафа на нем практически не проигрывает. И в каком состоянии он бы ни был — это его территория.
— У Хачанова хотя бы какие-то шансы против Джоковича были?
— Стабильная игра Джоковича достаточно быстро разрушает атакующий стиль. У Карена началось что-то получаться в третьем сете, но терпения ему не хватило. Хотя для него сам выход в эту стадию — очень хорошее достижение. Он пока не в оптимальной форме, да и сезон у него сложный. Так что хорошо, что он дошел до Новака. Это должно помочь ему сбросить негатив. А то уже начинались разговоры, будто он не оправдывает ожидания.
Посмотрите на Зигемунд, которая до 25 лет была 500-й в рейтинге
— Мы уже привыкли, что на турнирах Большого шлема один, а то и двое наших парней доходят до четвертьфинала. Это норма. Раньше та же история была с девушками. Но сейчас они вылетают в первом круге. Почему все так перевернулось?
— Из того поколения остались Света Кузнецова и Вера Звонарева. Они очень талантливые, но все-таки возраст берет свое, им непросто. А нового поколения, к сожалению, мы так и не дождались. Была Потапова — у нее сейчас травма. Есть Касаткина. Но она не до конца раскрылась. Дарья была в десятке, а потом очень быстро опустилась. Мне кажется, где-то у нее возникли проблемы с мотивацией, а где-то ее передавили. Остальных пока не видно. Вместе с тем хочу сказать, что на детском уровне у россиянок высокая планка. Лет до 14 все очень хорошо.
— Что происходит потом?
— Проблемы с финансами у родителей, бывают травмы. Сейчас такое время, что терпеливо работать ради своего шансы готовы немногие. Мне очень нравится пример Лауры Зигемунд, которая до 25 лет была 500-й и никак не могла подняться выше. Но она все-таки смогла преодолеть этот барьер и сейчас в четвертьфинале.
— Она же, скорее, исключение.
— У меня теннисная академия, и я вижу, что сейчас тенденции вообще изменились. Если раньше все хотели побеждать и поскорее попасть в профессионалы, то теперь у большинства в приоритете учеба. Даже очень талантливые девочки приходят только два-три раза в неделю. Поигрывать. Некоторым и турниры не особо интересны, достаточно игр между собой. Нет сумасшедшего желания. Плюс теннис заметно подорожал.
— А чем объяснить прорыв большой тройки у парней?
— У каждого своя история. Карена Хачанова в финансовом плане сильно поддерживал дядя. Благодаря этому он смог уехать тренироваться в Испанию. У Рублева мама — теннисный тренер. Медведев удачно переехал во Францию. Это три уникальные истории. Успех каждого скорее вопреки. Но так получилось, что у нас три парня примерно одного возраста, которые подстегивают друг друга к вершине. И это — классно.