Сафин «не комментарист». Марат объяснил свой стеб на Первом
Марат Сафин рассказал о том, как комментировал финал Медведев — Надаль на Первом канале и не только.
О реакции на его комментаторскую работу
— Пригласил Первый канал. Надеюсь, вышло прикольно. Наутро все ни с того ни с сего начали писать — сначала не понимал даже, что происходит. Думаю, все хорошо относятся к здоровому стебу. Были и недовольные, но это их проблема, на меня проецировать ничего не надо, потому что я не настоящий комментарист.
О том, как он комментировал
— Все было сделано от души, с точки зрения болельщика. Не стоило ждать от меня каких-то умных фраз. Пытался объяснить простым, «балалаечным» языком. Не стоит серьезно анализировать сказанное мной. Рад, что это зашло. Мне позвонили за три часа до эфира, поэтому на подготовку времени не было, и я говорил то, что вижу.
Один из лучших теннисистов в российской истории работал в эфире вместе с Александром Кузмаком. Он активно комментировал решения и поведение соперников, давал советы Медведеву и уделял внимание спортивной хитрости, раскрывал игровые моменты и подмечал антуражные эпизоды. Он не только оценивал действия на корте, но и девушек и звезд на трибуне, вспомнил про футбол и «Спартак», поздравил чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова и передал привет Евгению Кафельникову.
О риске произнести неприличные слова
— Сам общался со многими людьми — от президентов до дворников. Конечно, со стороны могло показаться, что я уже нахожусь «на флажке», но это не так. Возможно, некоторые фразы и резали уши. Но уже достиг такого возраста, в котором плевать на общественное мнение.
О том, получил ли удовольствие от эфира
— Да, это было интересно, все-таки я смотрел матч не как комментатор, а как болельщик, который наблюдает за младшим товарищем. Все-таки я старше Даниила и вижу игру несколько глубже. Например, в тот момент, когда у него были шансы добить Надаля, но сказался опыт соперника.
О неготовности комментировать постоянно
— Мне есть чем заниматься, есть куда идти. Я лишь благодарен за этот опыт, но думаю, что это был единичный случай. Потом это замылится и станет менее интересным. Отказался бы провести и еще один эфир, ведь этим надо заниматься более профессионально.
Во время трансляции Сафин выдал немало фееричных цитат. Вы наверняка могли запомнить слова с оборотам вроде «Резаные подрезульки не всегда хороши», «Давай, подавай косую! Косую-косую давай», «Опа! Хорошо ковырнул, браво», «Ух ты, как хорошо он попал... В аут», «Ближе, ближе к сетке!», «Осторожнее к сетке выходи, а то так и в лоб получишь!», «Ну, друг мой, куда ты побежал?!», «Не торопись, иди полотенчиком вытрись!», «Пошла вода горячая! Вааааау!!!», «О, пивасик!», «Жена — это которая в кепочке?», «Майкл Дуглас. В каком он порядке» или более длинные конструкции про актрис из сериала о российских шпионах-нелегалах, которые советует посмотреть на Netfliх с вопросом «А такое можно вообще в эфире говорить?»
О том, что не следит за теннисом
— Я ушел от него: не смотрю по телевидению, не слежу за результатами... У меня даже нет номера Медведева. Положение игроков в рейтинге узнал лишь перед эфиром, покопавшись в интернете.
О том, почему не следит за теннисом
— Не разлюбил, просто это был один из жизненных этапов. Нужно собирать опыт в разных сферах. Когда мы умираем, у нас остаются только накопленные знания, а ни в коем случае не деньги. Напылесосить их как можно больше — глупое занятие. Чтобы потом увешать купюрами гроб?
«Надеюсь, что все понятно объясняю. Если непонятно, то сорри», — в какой-то момент сказал Сафин. По ходу эфира он то критиковал Медведева за «детский сад» с подарками против одного из лучших игроков современности, то хвалил не уступающий сопернику бойцовский характер Даниила — и неизменно за него болел с пассажами «Нууу... Ближе, ближе к сетке! Молодец! Ближе, ближе! Опять переждал! Ближе, ближе! Аут... А, нет. Здорово, здорово! Вернулся, вернулся! Дыши, дыши, дыши! Ну, куда ты, ё...»
О том, был ли Медведев плохишом для американской публики
— Ну какой же он плохиш? Очень хороший мальчик, душка — по нему видно. И я тоже душка. (Смеется.) Все дело в опыте общения с публикой. Для Даниила многое в новинку: сначала он был одним из большинства, а затем стал первым среди молодых. И теперь ему необходимо понять, как с этим жить.
О том, как завоевать зрителей
— Публику легко настроить против себя, а можно постоянно стебать. Но если ты это делаешь от души, тебя примут. Не видел, что происходило на протяжении турнира, у меня телек не работает. Но Даниил пытается нащупать свое «я». Все через это прошли, никто не нашел себя сразу и не достиг сходу уровня «бог». Если бы это было так, за этим человеком уже пошли бы люди. Но таких я нигде в мире не встречал.
О победе над Питом Сампрасом на US Open-2000 в 20 лет
— В то время моим тренером был Александр Волков. Как человек старого поколения, он всего боялся. Перед игрой сказал мне: «Ты только не проиграй в трех сетах». Меня это очень задело. Я не собирался уступать. Послал его матом... Вышел и сделал то, во что верил. В финале с Ллейтоном Хьюиттом на Australian Open-2005 я уже понимал, что должен побеждать. Мне нужен был второй «Большой шлем». Вышел, на нервах атрофировались ноги, никакого удовольствия от того матча я не получил. Это было просто мучение.
Ближе к концу пятисетового и почти пятичасового финала Медведев — Надаль стало казаться, что силы покинули не только теннисистов на корте, но и Марата. Однако в концовке он снова активно включился и даже помог с переводом Рафаэля с испанского. «Не судите строго и не ругайте меня сильно, я все-таки не настоящий комментарист, но буду тренироваться», — резюмировал экс-игрок.
О проблемах своего поколения
— Нам постоянно тыкали на других, говорили: «Посмотрите, как играют французы и итальянцы, а вы косые и кривые». Только дело в том, что по факту выступали они хуже, но из-за того, что были круто одеты, воспринимались как фавориты и лидеры. Люди на нас, детей, проецировали свои комплексы. Опуская спортсмена на площадке или корте, тренер переносит все это в повседневную жизнь.
О влиянии больших денег
— Конечно, кукушка съезжает. И у меня так было. Важно понимать и принимать свои темные стороны, у нас же чаще все думают, что они белые и пушистые. Но все, что раздражает тебя, — это ты сам. Нынешнее поколение даже не знает, как мы жили и тренировались. А я прошел через многое: бутылки и макулатуру собирал, в очередях стоял. Сейчас появились деньги, спонсоры. И я не завидую! Благодарен тому, что вырос с телевизором «Юность», где иногда показывали «Ролан Гаррос».
О «Спартаке» и Кафельникове
— Наслышан, как он по этому вопросу с кем-то постоянно ругается, потом мирится. Ему нравится, людям, очевидно, тоже. Конечно, переписываемся, но никогда не ходим вместе на ужин. Но я очень уважаю его, мы через многое прошли вместе.
Еще несколько цитат Сафина из эфира на Первом канале:
«Первый сет, первые геймы всегда нервные, кривые-косые»
«Какие укороченные? Это детский сад. Это не игра для финала US Open, тем более, против Надаля»
«Нууу... Не торопись, Даниил, иди полотенчиком вытрись! А он бежит уже, скорее-скорее-скорее, отыграться, отыграться»
«У него паника. Надаль не знает, что делать... Надаль ходит, переживает, нервничает. Вот смотрите, у него волосы выпадают»
«Как говорят в футболе, не забиваешь ты — забьют тебе»
«Мысли в теннисе — это помеха. Чем больше разбираешься в теннисе, тем больше нервничаешь»
«Уже понятно, что Надаль не может ничего сверхъестественного. Надо спокойно, методично его дожимать... Даниил сам вернул Надаля к жизни, конечно. Ну и опыт, ничего не скажешь»