Мария Кириленко: "Предложение работать в сборной приняла не думая"
Четыре с половиной года назад Мария Кириленко резко оставила профессиональный корт. В январе 2015-го она вышла замуж, летом того же года родила сына Михаила, а осенью 2017-го – дочь Анастасию. Сейчас ее можно увидеть в ЛФК ЦСКА, где сборная России готовится к матчу плей-офф Мировой группы II Кубка федерации с Италией – Кириленко стала одним из тренеров женской команды.
– Сейчас стало модным возвращаться в тур из декрета, ездить по турнирам с детьми. Вы для себя такой вариант не рассматриваете?
– Для себя – нет. Все-таки у меня много времени уходит на семью, на детей. Да и физически я уже не та, что была вчера (смеется).
– При этом вы же официально не объявляли о завершении карьеры.
– Кстати, да. Не объявляла. Но еще не вечер.
– Но для себя вы эту страницу перевернули.
– Да, это точно.
Больное колено выбивало меня из колеи
– Был ли у вас какой-то момент, когда вы совсем не думали о теннисе или все равно понимали, что он останется в вашей жизни навсегда?
– Безусловно, я знала, что теннис всегда будет со мной. Все-таки он принес мне немало успеха, много что дал мне в этой жизни. Всего через девять месяцев после рождения первого ребенка у меня открылась детская теннисная школа. Я очень долго кормила сына, поэтому он всегда был со мной, присутствовал на всех тренировках. Конечно, и бабушки помогали, страховали.
– Школа стала для вас отдушиной?
- Да, у меня всегда была мечта сделать что-то такое. Пусть не огромное, а компактное, но именно мое. К сожалению, когда я забеременела вторым ребенком, у меня был очень сильный токсикоз, я не могла принимать участия в тренировочном процессе. Несмотря на большой тренерский штаб, родители сказали, что без меня все не то, и через месяц школа закрылась. Пока заново ее не запускаем.
– У вас ведь тренировался сын футболиста Александра Самедова.
– И дочка Романа Шишкина. С ней даже и сейчас индивидуальные занятия проводим.
– Вы свой последний матч помните?
– (После паузы) Да, я помню. Это было в Китае против Пиронковой. У меня все мысли были о доме, о том, что я скоро поеду отдыхать. Отпуск уже был запланирован. Поэтому матч получился очень быстрым и скоротечным (4:6, 1:6. – Прим. "СЭ").
– Тогда вы уже знали, что следующего сезона у вас не будет?
– Да, уже понимала, что продолжения, возможно, не будет. Именно в тот момент на корте, конечно, окончательного решения я еще не приняла. Потом уже все обсудила со своим мужем, и все стало ясно.
– Были мысли, что "если бы не травмы"….?
– Да, если бы не травмы, я бы, наверное, поиграла еще какое-то время. И результаты могли бы быть еще лучше. Но колено мое… Меня порой выбивало из колеи.
Скучала по атмосфере в сборной
– Не осталось у вас ощущения не полностью реализованного потенциала?
– Какие-то мои личные цели все-таки были достигнуты. Понятно, что когда ты чего-то добиваешься, хочешь идти дальше. Но базовые цели все-таки были достигнуты. У меня есть олимпийская медаль, я была в десятке сильнейших. Я не говорю о 18 выигранных турнирах. А этого добиться удается не каждому. Но все равно понимаешь, что потенциал, наверное, все-таки больше, чем был показан результат. Но, значит, так должно было быть.
– Можете назвать какой-то один матч или турнир, который стал для вас особенным?
– Да, особенным для меня был Уимблдон 2012 года, как раз перед Олимпиадой. Всю мою карьеру, не считая юниорских лет, у меня не особо складывалось на травяных покрытиях. А тогда я прямо почувствовала, как надо играть на траве. На том турнире мне не хватило буквально пары очков, чтобы выйти в полуфинал. В матче с Агнешкой Радванской была какая-то сумасшедшая концовка. Было ужасно обидно после матча, сложно было это пережить. Но, как оказалось, все переживается.
– Почему сейчас решили присоединиться к сборной?
– Поступило предложение, и я, не думая, согласилась. Все-таки какой-то опыт тренерской работы у меня есть. Чувствую в себе, внутри, что я могу что-то доступно рассказать, объяснить, поделиться опытом. Почему бы нет? Все равно скучаешь по атмосфере. И потом это Кубок федерации, в Москве.
– Как девушки в команде относятся к вашим наставлениям?
– Это у них надо спросить. Но я стараюсь быть деликатной. Если подходят – говорю. Это все-таки тяжеловато: у них свой тренировочный процесс, они знают, что им нужно. Но со стороны все равно видны нюансы. На мой взгляд, они воспринимают, слушают меня.
Постоянно на связи с Петровой и Дементьевой
– Вы следите за происходящим в теннисе?
– Не скажу, что очень внимательно, но если есть возможность и показывают по телевизору, обязательно посмотрю. А вот совсем недавно вернулась из Майами, была на турнире Miami Open. Сейчас анализирую и думаю: "Почему же я раньше не смотрела вживую мужские игры"? Можно было для себя что-то полезное почерпнуть. Сейчас смотрю и думаю: "Боже, это так интересно". Но тогда, наверное, времени не хватало. Хотелось отдохнуть или заняться своими делами.
– Болеете за кого-то персонально?
– Нет, стараюсь на всех посмотреть. Кто в какой форме, кто как играет. Сейчас много игроков – и девочек, и мальчиков, которых не было, когда выступала я сама. Очень много новых имен.
– Кто-то производит на вас особое впечатление?
– Нестандартно и интересно играет Ник Кирьос. Для зрителей он создает отличную атмосферу. И на Федерера, конечно, было здорово смотреть. А из девочек… Пожалуй, японка Осака. Она очень быстро взлетела на первое место в рейтинге. Но я бы сказала, что ее игра оправдывает эти результаты. Она действует активно, агрессивно, стабильно.
– С кем-то из тех, с кем выступали вместе, поддерживаете отношения?
– Да, мы с Надей Петровой постоянно на связи, с Леной Дементьевой. В основном с теми, кто уже закончил.
– Вы счастливы в своей жизни после тенниса?
– Да! Двое детей, семья – это самое главное в жизни.
Мария Кириленко
Родилась 25 января 1987 года в Москве
Бронзовый призер Олимпийских игр-2012 в Лондоне в паре с Надеждой Петровой
Победительница 6 турниров WTA в одиночном разряде и 12 в парном.
Наивысшее место в одиночном рейтинге WTA – 10-е
Наивысшее место в парном рейтинге WTA – 5-е