Великий подкаблучник. Из-за кого облысел Андре Агасси
29 апреля исполняется 50 лет легендарному американскому теннисисту, экс-первой ракетке мира, восьмикратному победителю турниров «Большого шлема», олимпийскому чемпиону Андре Агасси. В 1990-х и начале 2000-х он был одной из главных звезд мужского тенниса. Соперничество Агасси с соотечественником Питом Сампрасом — это теннисная классика, круче которой придумать невозможно. Ведь великие теннисисты были антагонистами не только на корте, но и по жизни. Правильный и вечно собранный Пит против расхлябанного бонвивана Андре, который порой выезжал исключительно на своем таланте.
Впрочем, невозможно красить 20-летнюю карьеру Агасси в один цвет. Одна из особенностей этого теннисиста — его результаты и поведение очень зависели от окружения, и в частности — от многочисленных подружек. Бойфренд певицы Барбары Стрейзанд, выходивший на корт с накладным париком в попугайских нарядах, и чинный отец семейства, муж элегантной фрау Штеффи Граф — это просто разные люди. Можно считать Агасси подкаблучником, а можно — обладателем редкого таланта самосовершенствования. Ведь, в конце концов, не закончил жизнь в наркоманских притонах (хотя теоретически мог), а сумел реализоваться и в спорте, и в жизни.
Мальчик по вызову
Андре был четвертым ребенком в семье эмигрантов из Ирана армянского происхождения. Он жил в бедном квартале и так не смог получить нормального образования. В 13 лет отец отправил подававшего больше надежды подростка в школу Ника Боллетьери, одну из самых строгих в детском теннисе, — в том числе ради того, чтобы юнца не сгубили девчонки, к которым Агасси-младший проявлял слишком большой интерес. Впрочем, обуздать гиперсексуальностью восходящей звезды все равно не получилось. До поры до времени Андре развлекался с простыми девушками, но было очевидно, что его новый звездный статус требует звездных романов. Так в жизни Агасси появилась аргентинская теннисистка Габриэла Сабатини, а чуть позже — Барбара Стрейзанд.
Легенда поп-музыки годилась Андре в матери, ее сын Джейсон был даже старше Агасси. До сих пор нет единого мнения, был их отношения реальными, или всего лишь соглашением между продюсерами, что часто практикуется в мире селебрити. «Когда я надоел Барбре, она начала обращаться со мной как с мальчиком по вызову, а потом в один прекрасный день просто выставила за дверь. Но все равно это была самая прекрасная женщина в моей жизни», — рассказывал потом теннисист. Как бы то ни было, отношения со всемирно известной поп-дивой — реальные или мнимые — вывели Агасси на запредельный уровень в плане популярности. Спонсоры выстроились к нему в очередь. Причем, позиционировали они его исключительно как талантливого хулигана, ломающего все шаблоны.
Брук и наркотики
В конце 1980-х у Андре начали стремительно выпадать волосы на голове. Что стало причиной — бурная юность, спортивные нагрузки, эксперименты с удалением волос на теле или генетическая предрасположенность, сказать сложно. Но облысение для имиджа теннисиста выглядело очень плохо, учитывая, что его образ с пышной шевелюрой считался чуть ли не коммерческим брендом. По этой «львиной гриве» Агасси узнавал любой болельщик. Дошло до того, что ему пришлось использовать парик, но он мешал теннисисту во время матчей. В конце концов теннисист психанул, и подстригся. Сначала просто очень коротко, а затем и вовсе — налысо. Спонсоры были в шоке, но вскоре придумали для Андре элегантную бандану, которая, наряду с серьгой в ухе, подчеркивала «пиратский стиль».
Говорят, что на радикальную смену имиджа Агасси подбила его новая пассия — голливудская актриса Брук Шилдс. На первый порах их роман оказывал на теннисную карьеру Андре очень благотворное влияние, он собрался, и дела пошли в гору. В 1997 году пара поженилась, но закончилось все очень плохо. На экране Брук, которая была старше супруга на шесть лет, в первую очередь продавала свою сексуальность. Агасси сильно ревновал. Еще до свадьбы с ним случился настоящий припадок, когда он увидел сцену из сериала «Друзья», в которой героиня Шилдс облизывает пальцы своего партнера. Тогда Андре в ярости перебил все свои кубки, которые потом долго восстанавливал.
Brooke Shields claims Andre Agassi smashed Wimbledon trophy in jealous rage over Friends scene http://t.co/aj82LVNhXx pic.twitter.com/J5HDfsKSV8
— The Independent (@Independent) November 8, 2014
Тогда же на фоне стресса, Андре пристрастился к наркотикам. На кристаллический метамфетамин, вызывающий сильную зависимость, теннисиста подсадил его ассистент. Дошло до того, что в 1997 году Агасси сдал положительный допинг-тест на наркотики. Во время расследования он заявил, что употребил их по ошибке, случайно хлебнув содовую из стакана ассистента. Как ни странно в международной федерации Агасси поверили, а точнее — не захотели допингового скандала с суперзвездой. Много лет спустя в своей автобиографической книге Андре признался, что тогда солгал проверяющим. Звучали призывы забрать у Агасси титулы задним числом, что ITF решила не ворошить старое.
Противоположности притягиваются
Жизнь великого теннисиста снова перевернула другая женщина, причем этот роман был абсолютно неожиданным. После развода с Шилдс Андре снова пустился во все тяжкие. И в весной 1999 ради разнообразия решил приударить за лидером женского тенниса Штеффи Граф, которая давно ему нравилась. Немка тогда встречалась с немецким гонщиком Михаэлем Бартельсом и, наверное, сильно удивилась, когда к ней начал подкатывать человек с таким бэкграудом, как у Агасси. Сложно представить более разных людей, чем Андре и Штеффи. Но, говорят, противоположности притягиваются.
Роман вспыхнул летом 1999 года, тогда же Граф анонсировала завершение своей карьеры. А в 2001 года звездная пара уже поженилась, у них родилась сын Джейден Джил, а через год — дочка Джаз Эли. «Мне пришлось потрудиться, чтобы ее завоевать, — вспоминал потом Андре. — Штефи — довольно закрытый человек, и можно оценить ее любовь ко мне по тому, как она справляется с тем, что я вывалил в своей автобиографии. Не знаю, что она во мне нашла — пока еще не разобрался. Но, кажется, что-то нашла».
Брак с такой целеустремленной и организованной женщиной не мог не повлиять на Агасси. В последние годы карьеры (Андре играл до 2006 года), американца словно подменили. Сказать «остепенился», это не сказать ничего. Конечно, сказалось то, что ушел на пенсию Сампрас, и исчез нерв великого соперничества. Но Андре на закате карьеры занялся благотворительностью, став образцом элегантности и благородства, хотя и не утратил своей харизматичности и умения общаться с публикой. Его жизнь могла пойти путем скандалов, но он выбрал себе совсем иную дорогу.