Анатолий Журавлев: "В Берлине планируем 7 - 8 золотых медалей"
ПЛАВАНИЕ
Накануне чемпионата Европы по водным видам спорта, который стартует 13 августа в Берлине, интервью "СЭ" дал главный тренер российской сборной по плаванию
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из "Озера Круглого"
– Что вам, прежде всего, хотелось бы увидеть на предстоящем чемпионате?
– Помимо европейского первенства у нас в этом сезоне, напомню, еще два важных старта – юношеский чемпионат Европы и юношеские же Олимпийские игры. По итогам всех трех выступлений уже в конце августа будет сформирована та команда, которая будет готовиться к чемпионату мира-2015 в Казани и к Олимпиаде в Рио.
– Я правильно понимаю, что в этой связи юношеские соревнования для вас на текущем этапе важнее взрослых?
– Так говорить неправильно, все-таки чемпионат в Берлине официально считается главным стартом сезона. Но могу сказать, например, что по сравнению с прошлым сезоном в состав взрослой команды этого года у нас вошли 11 юниоров. То есть конкуренция со стороны молодых очень велика. Хотя пока и не во всех видах.
Отборочные нормативы у нас были достаточно высоки – шестой результат по уровню двух предыдущих чемпионатов Европы. На некоторых дистанциях эти нормативы у нас выполняли по 4-5 человек, а в команду мы можем включить только четверых. К отбору на Олимпийские игры нормативы планируется ужесточить еще сильнее: за основной критерий будет взят уже третий результат европейского первенства.
– Какие цифры значатся у вас в графе “медальный план”?
– К прогнозам я вообще-то отношусь очень настороженно, но мы планируем 7-8 золотых медалей при общем количестве 16-18. Несмотря на то, что по разным причинам в Берлине не выступают лидеры команды: Настя Зуева, Юля Ефимова, Данила Изотов.
– Травма Изотова требует операции?
– Данила сказал, что будет до последнего стараться без этой операции обойтись – не хочет оперативного вмешательства.
– На кого из спортсменов вы бы посоветовали болельщикам обратить наиболее пристальное внимание?
– На молодых. Во-первых, всегда интересно, как начинает вести себя человек, оказавшись среди взрослых. Тут не работают никакие советы со стороны – нужно пробиваться самому. По именам – это Дарья Устинова, Александр Кудашев в баттерфляе, Андрей Шабасов – в плавании на спине.
– Устинову вы еще год назад считали спортсменкой, подающей большие надежды. Насколько удачно, на ваш взгляд, сложился для нее переход во взрослое плавание?
– Как раз благодаря тому, что Даше дали возможность выступать во взрослых турнирах, у нее по-прежнему наблюдается прогресс.
– Насколько вы довольны тем, что происходит в стане ветеранов?
– У нас в команде сейчас есть три условные возрастные группы: 26-30, 20-26 и 15-20. На протяжении ряда лет некоторые взрослые спортсмены полагали, что их места в сборной забронированы за ними до тех пор, пока они выступают. А знаете, чем это заканчивалось? В лучшем случае эти спортсмены годами оставались на прежнем уровне. А чаще начинали снижать результат – никто ведь не наступал на пятки, не дышал в спину. Сейчас все зашевелились. Опытные спортсмены очень сильно помогают команде одним своим присутствием, но легкой жизни у них в сборной не будет. Надо помнить, что на чемпионате Европы у нас выступает расширенный состав – правила позволяют выставлять в предварительных заплывах четырех спортсменов от страны, а на чемпионате мира и Олимпийских играх вакансий на каждой дистанции будет всего две.
– Ломать психологию “стариков” было трудно?
– Нет. Мы просто объединили взрослый чемпионат страны с юношеским первенством. И все сразу все поняли.
– Меня не покидает ощущение, что капитан сборной Евгений Коротышкин, выигравший на Играх в Лондоне серебро на стометровке баттерфляем, посчитал, что его плавательная миссия выполнена. И уже совсем не так стремится к результату, как раньше. Вы как тренер видите в нем стремление прогрессировать?
– Здесь очень многое зависит от самого Евгения. Он – талантливый спортсмен, и я не считаю, что серебро Лондона – его предел.
– Вы могли бы назвать кого-то из своих спортсменов лидером во всех отношениях? То есть человеком, на которого могла бы равняться вся команда?
– Сейчас такое лидерство только начинает оформляться. Потенциально им может стать Вячеслав Прудников, которому, на всякий случай, принадлежит лучший результат сезона в мире на стометровке баттерфляем, у женщин – Вероника Попова.
– А Владимир Морозов?
– И он тоже. Таких людей у нас в команде несколько, и это радует.
– Морозов заметно отличается от привычного эталона пловца-спринтера. Как считаете, не очень высокий рост лимитирует его возможности?
– Сам Морозов так не считает – верит в методику Виктора Авдиенко, у которого плавает последние полтора месяца. С моей точки зрения, более высокие спринтеры безусловно имеют определенную фору. Но пока Морозов вполне успешно с ними конкурирует.
– Последние два сезона фурор на юниорском уровне неизменно производит Арина Опёнышева, которая в прошлом году выиграла восемь золотых медалей на олимпийском фестивале в Утрехте, а в этом стала семикратной чемпионкой Европы среди юниоров. Насколько серьезен потенциал этой спортсменки?
– Я слежу за Ариной уже три или четыре года и очень хочу увидеть ее на взрослом уровне. На отборочном чемпионате она, к слову, выполнила все необходимые нормативы и попала в команду совершенно заслуженно. Пока, правда, в эстафетные составы – соревноваться в таком возрасте со взрослыми в индивидуальных видах программы в 15 лет в вольном стиле все-таки рановато. Но я уверен, что Арина поможет команде.
– Вас, кстати, сколько-нибудь заботят те процессы, которые происходят в мировом плавании? Возвращение Майкла Фелпса, например?
– К таким возвращениям я всегда отношусь просто: время покажет. Что касается плавания в целом, мы, безусловно, анализируем какие-то вещи. Например, совершенно очевидно, что смена поколений в европейском плавании и, соответственно, обновление команд идет очень слабо. У нас намного быстрее. И думаю, что через год-два это себя оправдает. В этом плане чемпионат мира-2015 может служить для нас репетицией Олимпийских игр. Верю, что уже в Казани наши молодые ребята будут выглядеть очень достойно.
– Вы, наверное, уже в курсе того, что из Америки в Россию ненадолго вернулся Аркадий Вятчанин. Есть ли, на ваш взгляд, вероятность его возвращения в нашу сборную?
– Это – сложная тема. Аркадий ведь уезжая, сделал все, чтобы сжечь за собой мосты. Столько наговорил и в адрес страны, и в адрес отдельных людей, включая меня лично. А ведь мы с ним не были даже знакомы. Так что я просто не готов сейчас ответить на ваш вопрос.