Станислав Донец: "Хочу выигрывать 100-метровку десять лет подряд"
Интервью "СЭ Интернет" дал российский пловец, завоевавший две золотые и одну бронзовую награду на чемпионате Европы по плаванию на короткой воде.
Станислав Донец стал одним из главных героев чемпионата Европы в 25-метровом бассейне, состоявшегося на прошлой неделе в голландском Эйндховене. Российский спинист установил новый рекорд континента на дистанции 50 метров (22,74 секунды), завоевал четвертое подряд золото на 100-метровке, а еще помог команде добыть бронзовую медаль в комбинированной эстафете 4х50 метров. Почивать на лаврах Донец, впрочем, не собирается: он уже возобновил тренировки и на декабрьском чемпионате мира вновь настраивается на рекорды, прежде всего личные.
- Как чувствуете себя в роли нового рекордсмена Европы?
- Очень приятно побить рекорд, который был установлен мною в "резине". После отмены костюмов пошли разговоры о том, что обновить рекорды будет проблематично, а может, и вовсе невозможно, и что мы не скоро приблизимся к таким скоростям. Тем не менее мне это удалось. Рад, что это произошло на стадии подготовки к чемпионату мира. Есть еще некоторые моменты, за счет которых можно улучшить результат и показать более высокие скорости на чемпионате мира.
- То есть сами вы на такое время в Эйндховене не рассчитывали?
- Я хотел улучшить собственные результаты, которые показал до чемпионата Европы – на Кубке России и московском этапе Кубка мира. Была задача попробовать проплыть немножко быстрее. Но на рекорд, конечно, не рассчитывал.
- Вы говорили, что чемпионат Европы для вас – лишь этап подготовки к чемпионату мира, который пройдет в середине декабря в ОАЭ, а тут такие скорости. В Дубае стоит ждать мирового рекорда?
- (Смеется.) Я вообще не любитель делать прогнозы и говорить о том, что будет. У нас с тренером задача как была, так и остается – улучшать собственные результаты и бить личные рекорды. Так что я бы не стал сейчас рассуждать о том, какое время покажу. Просто хотелось бы его улучшить, и все.
- Вы уже четыре года не проигрываете никому 100-метровку на чемпионатах Европы на короткой воде.
- Это очень радует. Когда один раз выиграл, в следующем году хотелось защитить титул. Потом получилось в третий раз победить – как говорится, Бог троицу любит. А вот теперь и в четвертый. У меня в голове все время сидит воспоминание о том, что на чемпионате Европы в 2008 году награждали Петера Манкоча за победу на 100-метровке комплексом и объявляли, что он эту дистанцию, кажется, семь лет никому не проигрывал (словенец Манкоч побеждал на 100-метровке комплексом на чемпионатах Европы на короткой воде девять лет подряд – с 2000 по 2008 год. – Прим. "СЭ"). И у меня проскочила мысль: "Почему бы и мне не выигрывать свою дистанцию каждый год. Лет десять примерно". Свое достижение, конечно, радует, но все равно есть к чему стремиться.
- Нет сожалений о том, что в личных видах у вас две золотые медали, а в эстафете только бронзовая?
- Совершенно нет. Эстафета у нас получилась очень хорошая. Я считаю, что все проплыли достойно. Мне свой этап удалось выиграть. Разогнался немного, показал свое лучшее на тот момент время в сезоне (23,60. – Прим. "СЭ"), после чего удалось еще улучшить время и на "полтиннике", и на "сотне". Остальные ребята тоже выступили гораздо лучше, чем в индивидуальных видах. Данила Изотов, мой "собригадник", проплыл просто великолепно – из 21 секунды (20,89). Ничего страшного, что мы проиграли, рекорд мира все равно остался наш.
- Какие впечатления от всего чемпионата Европы в целом?
- Хороший турнир, хорошие скорости, хорошие команды с хорошими составами. Первый день для нас сложился, конечно, не очень удачно – и для меня, и для всей команды. Его даже назвали "бронзовым" днем. Еще сборная Германии просто подавила всех своим напором – шесть золотых медалей в первый день выиграли. Это лишний раз показало, что на этот чемпионат Европы все наши соперники приехали с очень серьезными намерениями, не рассматривая его как легкую прогулку. Проходящим этот старт не стал ни для кого. Вообще, был замечательный чемпионат. Мне понравился!
- Кроме непосредственно плавания вас на чемпионате Европы что-нибудь удивило?
- А кроме плавания я там ничего, как обычно, не успевал (улыбается). Утром-вечером старты, до этого по два раза тренировались, еще же отдохнуть надо. Ни на какие путешествия-поездки времени, разумеется, не оставалось. Но я уже был в Эйндховене на чемпионате Европы перед Олимпиадой. Приятно, конечно, было увидеть знакомые места – из окна автобуса или такси. Больше ничего не было.
- Очень понравились ваши и Данилы Изотова фотографии с оранжевыми майками с номером 1 и надписью Champion на спине. Это задумка организаторов?
- Да, эти майки вручали только победителям. Мы с Данилой и нашим тренером (отцом Станислава Юрием Львовичем Райхманом. – Прим. "СЭ") теперь в таких майках ходим.
- Отдохнуть после Эйндховена удалось?
- В понедельник прилетели, во вторник смогли отоспаться, прогуляться. В среду провели одну тренировку, а потом прогулялись по магазинам – искали зимнюю обувь. А то из дома уезжали еще в октябре, тепло было, а тут зима. Неожиданно.
- Кстати, о зиме. Как скажется на спортсменах перелет из Москвы, где "минус 20", в "плюс 30" Дубая?
- Не знаю кому как, а мне нравятся жаркие страны. Единственное, не знаю, как пройдет резкая смена климатических поясов. Я ездил в Сингапур, когда в Москве уже был минус, все было нормально. Наоборот, выбираешься из холодной морозной России в эту жару, испытываешь исключительно положительные эмоции, ощущаешь прилив сил.
- За тем, как будут проходить отбор в сборную США, будете следить?
- Да у них со 2 по 4 декабря пройдет национальный чемпионат США. Конечно, интересно, что они там проплывут, но все же у них соревнования пройдут в ярдовом бассейне, а не метровом, как у нас, и результаты там тоже будут немного другие. Хотя, знаете, с составом на чемпионат мира американцы вроде бы уже определились. Меня удивило отсутствие в этом списке Питера Маршалла и Рэндалла Бэла. Туда вошли только Лохте и Пирсол. Может быть, они еще будут корректировать состав, не знаю. Но мне, честно, все равно, кто там из них приедет. На месте со всеми разберемся.
Мария НИКУЛАШКИНА