26 марта 2008, 00:20

Юрий Прилуков: "Сытые на Олимпиадах не побеждают"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     На завершившемся в понедельник в голландском Эйндховене первенстве континента 23-летний россиянин Юрий Прилуков завоевал две золотые медали - на 400 и 1500 м вольным стилем

ПОЧЕМУ ВОДА ГОРЯЧАЯ?

     - Как вы оцениваете свои выступления в Эйндховене? - спросил я Прилукова после победного для него заплыва на 1500 м.

     - На результаты, которые я тут показываю, мы с моим тренером (Валерием Шевелевым. - Прим. "СЭ") вышли всего за два месяца. Потому как перед новогодними праздниками я получил травму, из-за которой пришлось работать по специальной программе. Так что почти всем доволен - за исключением разве что времени на "полторашке".

     Но в этом заплыве многое зависело не от меня, а от организаторов чемпионата. Здесь, в Эйндховене, температура воды в бассейне почему-то составляла 28,5 по Цельсию, что на полтора градуса выше нормы. Пловцы настаивали на том, чтобы организаторы сделали воду похолоднее, но те почему-то к нам не прислушались.

     В любом случае главной нашей задачей на этом чемпионате было понять, как идет подготовка к Олимпийским играм и какие коррективы в этот процесс надо внести. Вот изучим видеоматериал - и станет ясно, что уже получается, а что еще нет. Например, нужно серьезно работать над скоростью, улучшать технику. А кроме того, поработать и над тактикой.

     - Нет ли опасений, что с температурной проблемой вы столкнетесь и в Пекине? Вообще как часто пловцам приходится сталкиваться с огрехами организационного характера?

     - На Олимпиадах всякие накладки бывают. Например, в Афинах поплавки дорожек сдувало ветром. В связи с чем после Игр-2004, насколько я знаю, было решено олимпийские соревнования по плаванию в открытых бассейнах больше не проводить.

     - Сильно ли вы изменили систему подготовки к предстоящей Олимпиаде по сравнению с афинскими Играми?

     - Конечно, ведь это для нас уже второй олимпийский цикл, и мы с тренером стали куда более опытными. Каких-то ошибок, допущенных четыре года назад, теперь не делаем. С этой точки зрения Никите Лобинцеву, который тренируется вместе со мной, намного проще: он может использовать то, что было наработано нами.

     - Для своего возраста Никита показывает весьма неплохие результаты. А я слышал, что в свое время его брали как вашего спарринг-партнера, поскольку дистанцию 1500 метров одному плавать очень сложно.

     - Нет, я нормально себя чувствую, когда один тренируюсь. Если на тренировках у нас с Никитой и получаются какие-то спарринги, то на коротких дистанциях. А парень он действительно способный.

     - Вот вы упомянули об ошибках при подготовке к минувшей Олимпиаде. А нельзя ли поконкретнее?

     - Можно, но зачем? На самом деле любой опыт полезен, и без ошибок никуда не денешься. А самый печальный опыт я приобрел, кстати, не на Олимпиаде, а на чемпионате мира-2003 в Барселоне, где на сто процентов должен был быть в призерах. Однако провалил практически все. После этого мы с тренером основательно перекроили план тренировок.

С КОСТЮМАМИ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ

     - Кого из европейских стайеров вы считаете своими наиболее серьезными конкурентами?

     - Ситуация в мировом плавании ныне такова, что по-настоящему конкурировать приходится не с европейцами, а с австралийцами, американцами и корейцем Тэ Хван Паком. Как раз сейчас, кстати, проходит и чемпионат Австралии, где показаны очень приличные результаты. С другой стороны, нужно учитывать и то, что до Игр еще почти полгода и за это время многое может измениться. К тому же летом результаты будут гораздо выше. Во-первых, в это время года легче дышится, а во-вторых, повышаются скоростные возможности.

     - Не целесообразнее ли в таком случае проверять свои силы, встречаясь не с европейцами, а с теми же австралийцами?

     - Такое если и возможно, то только теоретически. Австралийцев к нам не затащишь, а к ним ехать хлопотно. Хотя, не скрою, мне было бы очень интересно выступать сейчас в Австралии и соревноваться с тем же Хэкеттом.

     - Европейский чемпионат принес целую россыпь выдающихся достижений. Означает ли это, что Европе удастся догнать Австралию за оставшееся до Олимпиады время?

     - Ходит немало разговоров о том, что мы и впрямь догоняем австралийцев, а с американцами по своим показателям идем  практически рядом. Но, как показывает чемпионат Австралии, Европа сейчас опять на шаг позади. Наша задача за оставшееся время это отставание ликвидировать. Для этого придется работать не так, как мы привыкли, - чтобы на Играх побить свой личный рекорд на пять-шесть десятых секунды, а так, чтобы рекорд этот остался далеко позади. В ином случае шансов на Олимпиаде не будет вообще. Люди, которые этого не понимают, даже не попадут в финал.

     - Как вы относитесь к разговорам: мол, для того, чтобы выиграть Олимпиаду, нужно в течение года, предшествующего Играм, установить мировой рекорд?

     - На коротких дистанциях это действительно так. Ведь спринт выигрывает тот, кто более в себе уверен, у кого больше глаза горят... Но на длинных дистанциях ситуация все же иная. Не раз бывало, что олимпийскими чемпионами становились отнюдь не обладатели мировых рекордов.

     - В Эйндховене вы плыли в новом костюме. Ваш тренер рассказывал мне, что с его помощью, возможно, получится улучшить результаты...

     - Костюм хороший, на 400-метровке плыть в нем мне было приятно. А вот на "полторашке" не особо понравилось. Будем улучшать.

     - Как вы вообще смотрите на то, что костюмы в плавании играют теперь серьезную роль?

     - Мне кажется, что ситуация эта - не совсем правильная. Первоначально у тех, кто плывет в костюмах, было преимущество над теми, кто плывет в плавках. Сейчас же мы все чаще сталкиваемся с тем, что преимущество получают спортсмены, которые плывут в костюмах какой-то одной фирмы. Будь моя воля, я бы все эти костюмы отменил. Плавали бы все в плавках - и все было бы красиво и честно! (Улыбается.)

     - А как же тогда быть с фармакологией?

     - Там есть вещества запрещенные и разрешенные. Тогда как с костюмами нет ничего похожего. Непонятно, можно ли приклеивать на костюм резиновые нашлепки, добавлять элементы жесткости... Иными словами, улучшать какие-то недостатки фигуры спортсменов.

     - То есть стандартов у костюмов не бывает?

     - А какие там могут быть стандарты? При том что нюансов очень много. Допустим, в костюм можно легко вставить пенопластовые вставки - и плыть ты уже будешь по-другому. Посмотрите на некоторые костюмы: сплошные вставки. Так можно до абсурда дойти!

     - Какие цели вы ставите перед собой на Олимпийских играх? В недавнем интервью "СЭ" Денис Панкратов рассказал, что был готов умереть ради олимпийского золота. А вы готовы повторить столь громкие слова?

     - В том же интервью Панкратов признался: завоевав золото, он понял, что это ему вовсе и не нужно было. Что же, мне и это за ним повторять, если выиграю? Знаете, Панкратов выиграл Олимпиаду 12 лет назад, а это большой срок, и многое изменилось. Нельзя сравнивать.

     Я скажу так: все происходит здесь и сейчас. До Олимпиады еще практически полгода, и все это время нужно работать так, чтобы потом не было мучительно больно. Чтобы было осознание: свои силы ты зря не тратил. А выиграет тот, у кого КПД был выше.

     - Позволю себе вернуться к вопросу. Неужели у вас нет конкретной цели?

     - Я не люблю далеко загадывать и уж тем более бросаться громкими заявлениями.

У НАС МНОГО НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ

     - А правда, что, если спортсмен хочет выиграть Олимпиаду, ему не в коем случае нельзя жениться?

     - Одно могу сказать точно: сытые люди Олимпийские игры не выигрывают. А счастливо женатый человек, как правило, сыт, и все у него хорошо. Но появляются семейные заботы, и это отвлекает от тренировок...

     - С другой стороны, появляется ответственность за семью - и соответственно стремление показывать более высокие результаты, ведь именно так вы зарабатываете на хлеб.

     - В нашем виде спорта много не заработаешь. Наши зарплаты можно сравнить с заработком водителя на маршруте Шереметьево - Речной вокзал. Я объявление видел: они получают пятьдесят тысяч рублей. Примерно такая же зарплата и у пловцов.

     - Раз изучаете подобные объявления, то, может, задумались о смене профессии?

     - (Смеется.) Я тогда лучше в метро пойду работать, там машинистам шестьдесят тысяч платят! И пробок нет - красота!

     А если серьезно, то в других странах к спортсменам совершенно иное отношение. В Хорватии Гордон Кожули, установив всего один мировой рекорд, стал миллионером. Его поддерживают различные корпораций, его имя зашифровано в кроссвордах... То есть к людям, добившимся высоких результатов, относятся с почетом и уважением.

     - Вы, как и любой другой спортсмен, мечтаете выиграть Олимпиаду. Но для чего? Чтобы добиться славы и богатства или же просто для себя - для оценки результатов многолетнего труда?

     - На самом деле хочется просто всех обогнать. Мы, спортсмены, не за деньги выступаем. Все проще: мы получаем огромное удовольствие от своей работы. Думаете, Майкл Джордан за деньги играл? Я в это не верю.

     За деньги проехать так, как это делал Михаэль Шумахер, никогда в жизни не получится. Чувство того, что ты победитель, ни за какие средства не приобретешь, а ради него многие спортсмены и проливают пот на тренировках.

ГОД В САМАРЕ

     - Где вы сейчас тренируетесь?

     - Весь прошлый год я провел в Самаре. Считаю, на Волге очень хорошие условия для подготовки. Я живу недалеко от бассейна, а это очень комфортно. Тогда как в родном Екатеринбурге бассейн постоянно переполнен, очень много детей занимается, и это создает для нас определенные трудности.

     - А чем в свободное время занимаетесь?

     - В баскетбол люблю поиграть. Кстати, и травму, из за которой я пропустил около месяца, получил, играя в баскетбол. Еще люблю склеивать модели самолетов, танков...

     - Слышал, что, если бы не плавание, вы стали бы баскетболистом или футболистом.

     - Почему бы и нет? Хуже, чем иные наши футболисты, уж точно не играл бы. (Смеется.)

     Максим ЛЯПИН

     Эйндховен

 

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости