"Меня шантажируют Кубком мира". Скандал в сноуборде продолжается
В прошлом сезоне 19-летняя Софья Федорова выиграла общий зачет Кубка мира в слоупстайле. Для России – уникальное достижение. Наша команда традиционно сильна в так называемых "жестких" дисциплинах. А вот "мягкие" – это в основном территория американцев и японцев. Тем ценнее был Малый хрустальный глобус, завоеванный Федоровой. Казалось бы, и у нас появился просвет в конце тоннеля. Однако выясняется, что Федерации сноуборда России (ФСР) ее успехи не очень-то нужны.
– Прочитала интервью Алены Заварзиной и посчитала нужным рассказать, что происходит у нас, – сама вышла на связь Федорова.
– С удовольствием послушаю.
– У нас никогда не было даже половины той поддержки, которая дается "жестким" дисциплинам. Нам казалось, что у них есть все, а у нас – ничего. Объяснилось это отсутствием результатов. Нам говорили, что пока их нет, рассчитывать не на что.
– Под поддержкой имеется в виду инвентарь?
– Нет-нет, к этому претензий нет. Речь о финансировании. Вот смотрите, перед Олимпийскими играми у нас за весь сезон было всего три недели организованной подготовки на снегу. Две осенью и одна – перед Пхенчханом. Естественно, этого недостаточно. Спортсменам приходилось готовиться за свои средства. О персонале – сервисменах или терапевтах, речи вообще не шло.
– Тем не менее, на Олимпиаде вы дошли до финала и стали восьмой. А после этого выиграли общий зачет Кубка мира в слоупстайле.
– Вот я и надеялась, что после этого все изменится. Что нашу дисциплину начнут как-то поддерживать. Однако вместо этого мне сказали, что теперь я обязана быть в пятерке Кубка мира. В противном случае мне не будут оплачивать даже участие на соревнованиях.
– Как это возможно технически?
– Я должна была в письменной форме дать соответствующие гарантии. Лишь в этом случае мне готовы профинансировать поездки на соревнования – и то, ровно день в день. Без учета акклиматизации. А все условия для тренировок я при любых раскладах должна искать сама.
– Сборов в этом сезоне не запланировано?
– Нет, никаких. И при этом меня шантажируют Кубком мира.
ТРЕНЕР НАПИСАЛ, ЧТО Я НИКОГДА НЕ ДОБЬЮСЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
– Что по этому поводу говорит старший тренер Николай Биланин?
– У меня сохранилась переписка с ним за сезон перед Олимпиадой. Он написал, что я никогда не добьюсь никаких результатов, потому что моя модель поведения не соответствует нужной. И что даже если я найму себе личного тренера и 365 дней в году буду тренироваться в лучших местах, хорошим спортсменом мне никогда не стать.
– С президентом федерации Денисом Тихомировым на этот счет общались?
– В прошлом году я была как бы под его личным контролем. Но в этом сезоне он просто не выходит на связь. Пыталась узнать, почему у нас такие проблемы с финансированием и зачем меня шантажируют попаданием в пятерку Кубка мира, но он просто не берет трубку. А потом мне пришло сообщение, что я вообще не имею права разговаривать с президентом и все вопросы должна решать через старшего тренера, поскольку у Тихомирова есть дела поважнее, чем я. Все это есть в телефоне.
– Что собираетесь делать?
– Продолжать находиться в сборной и соревноваться при таких раскладах просто не вижу смысла. В олимпийском сезоне я за свой счет нанимала тренера и вкладывала в себя средства, надеясь, что добьюсь результата и смогу изменить отношение федерации к себе, считала, что нужно рвать и метать, чтобы на меня обратили внимание. Но оказалось, что все бессмысленно.
В нынешнем позволить себе готовиться за свой счет уже не могу. А без поддержки выступать ни на чемпионате мира, ни на этапах Кубка мира нет смысла – просто не смогу конкурировать.
– Какая была реакция, когда вы выиграли Малый хрустальный глобус?
– Надеялась, что меня как-то похвалят. Но все, что получила, это сухое "молодец" от Тихомирова. А, ну еще и секретари федерации сказали: "Вот от тебя такого мы точно не ожидали". На этом все. Теперь даже мотивации нет. Вместо какой-то радости все будто расстроились, что я выиграла Кубок мира в этой дисциплине.
ЛУЧШЕ ЗАКОНЧУ КАРЬЕРУ, ЧЕМ ВЫСТУПЛЮ ЗА СБОРНУЮ ДРУГОЙ СТРАНЫ
– Но вы же хотите продолжать выступать?
– Желание большое. Мне хочется быть олимпийской чемпионкой и выиграть чемпионат мира. Но у меня нет никаких шансов, если мне даже участие на Кубках мира не могут оплатить. Не говоря уже об организации нормального тренировочного процесса.
– Как смотрите на варианты с переходом в другую сборную?
– Я очень сильно хочу продолжить карьеру. И просто мечтаю о подготовке в хороших условиях. Но я чувствую такую огромную поддержку от своих фанатов, что это затмевает остальное. Считаю себя патриотом. Если придется встать перед выбором, то я лучше закончу карьеру с высоко поднятой головой, чем выступлю за другую страну. Личные амбиции, как и у любого человека, у меня есть, но я бы просто не смогла.
– Как сейчас тренируются ваши конкуренты?
– Все уже готовятся на снегу, многие провели там три недели. У нас в начале сентября уже первые соревнования. Нельзя же с бухты-барахты выходить на старт. Вот я сейчас наблюдаю, как наша юниорская сборная выступает на чемпионате мира. Деньги сейчас выделяются, насколько я понимаю, именно на молодежь. Но здесь, в Новой Зеландии, они совершенно не готовы. В команде три девочки – и все уже получили какие-то травмы. Столько слез было.
– Вы сейчас там?
– Да, у нас здесь будет этап Кубка мира. И я за свои деньги приехала, чтобы подготовиться к нему. Кто же знал, что меня будут шантажировать какими-то письменными гарантиями. Получается, приехала сюда просто так. Тренируюсь, но выступать на соревнованиях не буду, поскольку не собираюсь подписывать этот документ.
– Я прежде о таком не слышал.
– Тренер говорит, что это идет от Министерства спорта. Хотя я в это не верю.
– Вы сказали, что ставка в федерации делается на молодых. Но ведь вам же всего 19 лет.
– А у меня, такое ощущение, уже сливают. В федерации говорили, что будут готовить молодых, чтобы они выступали хотя бы как я. Как будто мне уже 40 лет и все успехи где-то в далеком прошлом. Хотя я еще год назад сама соревновалась по юниорам.