Максим Вылегжанин: "Мне надо вернуть Нортугу еще немало долгов"
КУБОК МИРА
Интервью "СЭ" дал победитель субботней гонки на 30 км с масс-старта, опередивший на финише знаменитого норвежца Петтера Нортуга
- Итак, свершилось - Нортуг повержен на финише! Вы наверняка много раз представляли себе, как именно это должно произойти. Фантазии совпали с реальностью?
- Вы знаете, каких-то больших эмоций я не испытываю. Мне приятно, что сумел оказаться первым именно в компании Нортуга и Легкова. Я бывал на пьедесталах почета в этой компании и вторым, и третьим. А сегодня победил, причем радуюсь, что сумел победить именно этих сильных парней.
- Еще пару лет назад одолеть Нортуга в спринтерском финише казалось фантастикой.
- Идеально было бы, если б я обыграл его, выйдя у него из-за спины…
- Максим, совесть-то имейте! Пускай это будет следующим шагом!
- Хорошо, будем надеяться. На самом деле приятно обыграть того, кому я неоднократно проигрывал. В тактическом плане у меня было преимущество, так как я выкатывался на финишную прямую первым. Шел по маленькому радиусу, вынуждая норвежца идти по большому. К тому же я мог выбирать любую лыжню, а ему пришлось выбирать из тех, что остались. Я выбрал более укатанную. Слышал, что сам Нортуг утверждал: мол, он мог бы победить, если бы бежал в моем коридоре.
- Можно ему только посочувствовать, но присказку о том, кто первый встал, того и тапки, еще никто не отменял.
- Я тоже так думаю.
- Получается, вы взяли у него реванш за поражение на финише марафонской гонки на чемпионате мира в Либереце, где он расправился с вами как раз на финише?
- Если я сяду подсчитывать все поражения от Нортуга, получится длинный список. Долгов у меня перед ним еще немало, один вот вернул.
- Норвежец на этот раз не выходил вперед, показывал, что ему тяжело. А потом на финише снова чуть не выиграл. Хитрил?
- Так это его фирменный стиль. В прошлом году здесь же, в Ля Клюза, он тоже вперед не высовывался - и победил. Нортуг вообще редко когда выходит по ходу гонки вперед, тащит всех за собой. Норвежец привык рассчитывать на финиш, всем это известно, и "фактор Нортуга", так или иначе, актуален в любой гонке, в которой он принимает участие.
- Вы приглядывали за ним по ходу дистанции?
- Да. Определить, как он себя чувствует, было непросто. По прошлому этапу Кубка мира в Давосе было видно, что Петтер явно не на пике, достаточно вспомнить спринт, где он вылетел в четвертьфинале. А это достаточно показательный результат. Но на этот раз он снова напоминал того самого Нортуга, которого мы все хорошо знаем. Мне думается, победить ему помешала тактическая ошибка. Когда на предпоследнем подъеме Легков начал ускоряться, Нортуг с Колоньей сильно отстали. Им пришлось крепко потрудиться, чтобы вернуться в группу лидеров на решающем подъеме. Уверен, что всю свою силу и свой знаменитый рывок он оставил именно на той горе. На финише ему было нечем накатить.
- В конце концов, это его проблемы, и мне приятно это констатировать.
- Согласен.
- До сих пор вспоминаю гонку на 15 км классическим стилем в Давосе. Вы долго лидировали, а финишировали седьмым. Что случилось?
- Не хватило физических сил. Да и в горах, а Давос расположен довольно высоко, мне выступать не сказать, чтобы комфортно. Первый круг я прошел спокойненько, потом добавил. Дистанция там довольно специфическая - одна половина в подъем, другая - в спуск. И в гору я пошел так резво, что потом не сумел восстановиться. Лыжи "стреляли" в подъем, но в целом катили нормально, а вот скорость я удержать не смог. Частил как мог, но движения уходили, словно впустую.
- Так что же первично - фактор гор или физическая форма?
- Все-таки горы. Хотя постепенно, с опытом, я начал выступать на высоте удачнее, чем раньше.
- Вы стартовали в этом сезоне не так ярко, как Александр Легков и Петр Седов. Но гонка на 30 км говорит о том, что вы, похоже, набрали необходимые обороты.
- И да, и нет. О лучшей форме пока говорить не приходится. Задачей на масс-старт было учесть те моменты, которые проявились в Давосе, когда ноги "закислились". Во Франции хотелось бежать более равномерно, без частых ускорений. Люди вовсю боролись за промежуточные финиши, пробовали убегать - тот же Легков, швед Содергрен. Я с ними соревноваться был не готов, поэтому отпускал их, а догонял под горку, наращивая скорость. Ну а последние два подъема на решающем круге пришлось работать на полной. Не могу сказать, что гонка далась мне легко. Если честно, всю дистанцию терпел.
- Как бы то ни было, мужская сборная России образца сезона-2010/11 пока выступает блестяще, другого слова не подберу. Вы в команде сами ожидали подобного - или для вас такие результаты как снег на голову?
- Снег на голову - это чересчур. Но и сказать, что всё знали заранее, - тоже перебор. Охарактеризовал бы наши успехи как приятную неожиданность. Мы ведь не готовились к первым этапам Кубка мира специально. Не "подводились", не "скоростили", спокойно работали по плану. Помним, что главная задача на сезон - чемпионат мира в Норвегии и что до февраля обязательно нужно сохранить запал и спортивную форму.
- Петр Седов в недавнем интервью "СЭ" так сказал про атмосферу внутри команды - "дружеская резня". Как вам, взрослым амбициозным мужчинам, удается мирно сосуществовать?
- Это трудно выразить словами. В команде много молодежи, которая, с одной стороны, относится к нам с уважением, а с другой - очень сильно хочет нас обыграть. Мы их на тренировках за собой тащим, подтаскиваем, но при этом уступать не желаем. Такое противостояние создает хорошую командную "химию".
Вот сегодняшний пример. По ходу масс-старта я питался с правой стороны, а в один из моментов оказался слева. Пришлось срочно перестраиваться, как на дороге, из одной полосы в другую. Рядом ехал Петя Седов, я его попросил дать проехать, он уступил мне дорогу, и я спокойно взял питание. Из таких вот мелочей и складывается в сборной хорошая атмосфера.
Сергей БУТОВ