Девичий переполох
БОБСЛЕЙ/СКЕЛЕТОН.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
В субботу сразу две российские скелетонистки завершили выступления, прочно обосновавшись в первой десятке мирового первенства. 21-летняя дебютантка взрослого мирового первенства Ольга Потылицина стала пятой.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Кенигзее
Можно, конечно, написать, что никакой это не результат: подумаешь, велика доблесть попасть в десятку, когда твои же товарищи по команде выигрывают медали, как это сначала сделали Александр Зубков и Алексей Воевода, победив в бобслейной двойке, а затем Александр Третьяков, ставший вице-чемпионом мира в скелетоне.
Но тут вот что важно: и Елена Юдина, занявшая десятое место, и Потылицина пришли в скелетон чуть более трех лет назад. К тому же никакого опыта взрослых выступлений у Ольги до нынешнего сезона не было. Вот и получается, как ни взгляни, что для дебюта на чемпионате мира обе девушки показали просто выдающийся результат.
В этом сезоне женская сборная России по скелетону понесла весьма ощутимую потерю: самая опытная и титулованная российская скелетонистка 27-летняя Светлана Трунова приняла участие в четырех первых этапах Кубка мира, после чего ушла в декрет с расплывчатым намерением вернуться в команду в неопределенном будущем. Замена лидеру нашлась в виде трех спортсменок юниорского ранга и возраста - кроме двух уже упомянутых спортсменок в Кенигзее приехала и Мария Орлова.
В соответствии с жеребьевкой, предписывающей сильнейшим стартовать в заключительной попытке последними, Юдина закончила свой четвертый заезд на несколько минут раньше Потылициной. Стоя на финише в ожидании финиша группы лидеров, Елена рассказывала:
- До 2006 года я занималась в Воронеже легкой атлетикой и ни о каком скелетоне даже не помышляла. Переломным моментом стала поездка в Павловск. Там есть специальная рельсовая эстакада, на которой скелетонисты проводят свой летний чемпионат России. Вот я и поехала - посмотреть. Интересно же: все-таки сборная страны выступает. Да и от дома недалеко. А мне совершенно неожиданно предложили попробовать свои силы.
Еще более неожиданным стало то, что у меня неплохо получилось. В результате меня пригласили на один сбор в Латвию, затем - на другой, а уже в конце сезона я выступила на Кубке России и заняла второе место. Потом стала третьей на юниорском первенстве мира.
- А если бы вы решили попробовать свои силы не в скелетоне, а в бобслее?
- Наверное, с таким же успехом могла оказаться и в этом виде спорта. Хотя скелетон мне нравится больше. Какой-то он более "женский", что ли. Сначала, когда я только начинала заниматься, было немножко страшно. Но это чувство быстро прошло. Когда едешь на результат, приходится держать в голове так много информации и контролировать такое множество вещей, что бояться становится просто некогда.
- Ваша карьера в скелетоне сложилась на редкость стремительно - имею в виду то, что вы уже успели принять участие в Олимпиаде. Своим дебютом на Играх вы остались довольны?
- Грандиозным достижением было то, что я вообще попала в Ванкувер. Среди всех участниц оказалась там единственной юниоркой и заняла 18-е место. Результатом была довольна - причем сразу по нескольким причинам, главная из которых заключалась в том, что на момент старта на Играх я имела в общей сложности всего шесть тренировочных заездов. Плюс сама трасса оказалась очень сложной. Скоростной, не похожей ни на одну другую.
- А как вы оцениваете свое выступление на чемпионате мира в Кенигзее?
- Перед началом соревнований у меня была задача попасть в десятку. Я эту задачу выполнила.
* * *
Тем временем выступления завершила и Потылицина. Ей, точно так же, как и Юдиной, тренеры ставили задачу попасть в десятку. В пятницу после двух первых попыток у Ольги был седьмой результат, и главный тренер команды Олег Соколов, изучая протокол, сказал: "Теоретически для Ольги реально подняться еще на пару мест. Но для этого нужно прыгнуть выше головы".
Прыжок получился.
- Я ужасно переживала в первые дни, - призналась дебютантка. - Мне постоянно казалось, что ничего не получается. Как только начались официальные заезды, все вроде бы стало налаживаться, но перед первым днем соревнований все равно сильно нервничала. Очень плохо спала. Зато в субботу проснулась с ощущением, что все будет нормально. Подумала еще: не зря же за меня болеет столько человек - и родители, и друзья, и весь тренерский коллектив.
- В скелетон вы тоже пришли из легкой атлетики?
- Нет. Девять лет профессионально занималась в Красноярске горными лыжами. Спорт - у нас семейное. Мама - саночница, папа - прыгун с трамплина. И мы вместе три года назад приняли решение попробовать меня в скелетоне.
Освоилась я довольно быстро. Впервые проехала трассу в Сигулде, но не целиком, а с более низкого, "юниорского" старта. Так что даже не испугалась. С другой стороны, благодаря горным лыжам я была с самого начала неплохо адаптирована к скорости, хорошо чувствовала траекторию. Плюс лыжи научили быстро соображать на трассе, как бы ни складывалась ситуация.
- Ездить по трассе чемпионата мира вам прежде доводилось?
- Да, дважды. На Кубке Европы и Интеркубке. Правда на последних соревнованиях я очень сильно упала.
- Главный тренер вашей команды убеждал меня в том, что в скелетоне не падают.
- Еще как падают! До нынешнего сезона здешняя трасса была несколько иной. Один из наиболее сложных виражей назывался "Стена". Я слишком поздно в него въехала, дальше получилось, как мы говорим, две "волны", вот меня на скорости второй волной и перевернуло. Я, правда, тут же сориентировалась, снова залезла на скелетон и все-таки добралась до финиша.
- Сейчас трасса стала проще?
- Скорее она стала другой. Но своих тонкостей по-прежнему хватает. Считается, что результат в Кенигзее напрямую зависит от того, как пройдешь "Кольцо". Далеко не у всех это получается. Там внутри возникают три "волны", постоянно нужно держать предельную концентрацию, чувствовать инерцию, не давать ей выйти из-под контроля.
Вот и для меня главная проблема заключалась в том, чтобы без потерь пройти "Кольцо". Предыдущую часть трассы я во всех заездах ехала, как правило, второй или даже первой. А вот на выходе из "Кольца" скорость упорно падала.
- Насколько комфортно вы чувствуете себя во взрослой компании?
- Привыкаю потихоньку. Это непросто. Все другое. Это очень сильно чувствовалось даже на этапах Кубка мира, где я постоянно оказывалась самой младшей из всех участниц. На кого ни посмотришь, люди катаются по пять, по восемь, по десять лет, а то и больше.
- Во время соревнований вам удавалось следить за тем, как выступают более сильные спортсменки?
- Я до такой степени восприимчива к тому, что происходит вокруг, что первое время мне это ужасно мешало. Слишком много впитывала информации - как нужной, так и ненужной. На то, чтобы как-то с этим справляться, уходила масса сил и эмоций. Сейчас уже вроде бы научилась этот поток информации фильтровать. И сразу стало проще. Но все равно продолжаю обращать внимание на какие-то вещи. Например, мне очень нравится, как лежит на скелетоне одна австрийская спортсменка. Вся в струночку и в то же время расслабленная. Я же порой чересчур напрягаюсь, закрепощаюсь. Это плохо сказывается на результате.
- Какой свой результат до выступления в Кенигзее вы считали самым большим успехом?
- В первый же год выступлений в 2008-м я стала третьей на этапе Кубка Европы в Винтерберге. Правда, на тех соревнованиях только юниоры и выступали. На последнем чемпионате Европы заняла пятое место, но назвать это успехом не могу. Там я реально перегорела. На тренировках все складывалось хорошо, я постоянно была в группе лидеров, первую попытку вообще проехала с третьим результатом, но стоило начаться соревнованиям, почувствовала, что весь кураж куда-то ушел. Тело было как ватное. И совсем ничего не хотелось.
Чемпионат мира. Кенигзее. Скелетон. Женщины. 1. Тис (Германия) - 3.28,51 (52,22+52,21+52,07+52,01). 2. Хубер (Германия) - отставание 0,88 (52,44+52,14+52,35+52,46). 3. Холлингсуорт (Канада) - 1,23 (52,64+52,34+52,46+52,30). 4. Рудман (Великобритания) - 1,54 (53,14+52,45+ 52,24+52,22). 5. ПОТЫЛИЦИНА - 2,19 (53,10+52,50+52,40+52,70). 6. Хайнц (Германия) - 2,36 (52,88+52,68+ 52,76+52,55)… 10. ЮДИНА - 3,14 (53,29+52,73+52,76+52,87)… 22. ОРЛОВА - не квалифицировалась в 4-ю попытку.