Виктор Кудрявцев: "Судьи всегда более лояльны к новичкам"
СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ
С известным российским специалистом мы встретились за две недели до начала чемпионата мира - сразу после того, как стало известно, что вице-чемпионы Европы в парном катании Вера Базарова и Юрий Ларионов приняли решение уйти от своего тренера Людмилы Калининой. Именно Кудрявцев стал на эти две недели новым наставником пары.
- Вы консультировали Базарову и Ларионова, а заодно и Калинину довольно продолжительное время. Согласитесь, несколько неожиданно, что накануне главного старта одна из ведущих пар страны остается без тренера. Или разрыв случился раньше?
- Это произошло незадолго до чемпионата Европы в Загребе. Но и раньше было заметно, что между спортсменами и тренером растет недопонимание. Видимо, отношения слишком сильно зашли в тупик. Я же был поставлен уже перед свершившимся фактом. Меня попросили в связи с достаточно сложной ситуацией взять подготовку пары к чемпионату мира на себя. Произошло все это неожиданно: в тот день я приехал в федерацию фигурного катания, чтобы оформить десятидневный отпуск и уехать 5 февраля вместе с семьей в Майами.
- И вы сразу согласились поменять планы?
- А что было делать? Не бросать же ребят в разгар сезона?
- Сколько времени вы проработали с этой парой в качестве консультанта?
- Два сезона - с того самого дня, как они переехали из Саранска в Новогорск. Моя роль сводилась к тому, чтобы присутствовать в Новогорске на тренировках всех спортсменов и оказывать помощь тем, кто об этом попросит. Вере с Юрой нужно было подтянуть прыжковую часть, заняться с ними техникой скольжения.
- Может быть, все дело в тренерской ревности? Базарова, Ларионов и Калинина всегда производили впечатление крайне обособленного коллектива. Здесь же с ними довольно плотно помимо вас начала работать хореограф Людмила Власова.
- Не думаю, что причина в ревности. Тягу к совместной работе, к тому, чтобы получать какие-то новые знания, я видел прежде всего со стороны тренера. Особенно в первый год.
- Вы разговаривали с Верой и Юрой о причине разрыва?
- Да. Они мне и сказали, что личный конфликт зашел слишком далеко. И стал слишком сильно мешать работе.
- Получается, что спортсмены просто переросли тренера?
- Может быть, и так.
- А сами вы готовы к переходу на полноценную тренерскую работу?
- Я сразу поставил условие, что работаю с Базаровой и Ларионовым только до чемпионата мира. Потом ребята должны сами решить, с кем хотят кататься.
Все осложняется тем, что до Олимпийских игр осталось не так много времени. Менять подготовку пары радикальным образом нет смысла. Нужно сделать акцент только на качестве элементов и постановок.
- С учетом всего сказанного, боюсь, вам предложат продлить сотрудничество с фигуристами еще на год.
- Мне бы не хотелось менять амплуа, которое я для себя определил. Консультировать я готов. Брать спортсменов и работать с полной тренерской нагрузкой - уже нет. Не уверен, что хватит сил. Тем более что ответственность за олимпийский результат очень высока. Гадать сейчас, кто именно станет тренером, бессмысленно. Мне кажется, эта пара всегда будет требовать к себе очень много внимания. То есть должна быть у тренера единственной.
- Смотрите, что получается: Нина Мозер работает с Татьяной Волосожар и Максимом Траньковым, которые вряд ли и сами захотят кататься на одном льду с ближайшими конкурентами. У Тамары Москвиной аналогичная ситуация, к тому же не уверена, что питерский климат совместим с хрупким здоровьем Базаровой. С Натальей Павловой фигуристы, насколько мне известно, не сработались, когда пытались тренироваться на ее катке после приезда в Москву. Есть еще Олег Васильев, но он не работает с российскими парами. И что делать? Не отправлять же Базарову и Ларионова в Детройт к Игорю Шпильбанду?
- Сейчас, кстати, мы летим именно в Детройт. Выбор не- случаен: помимо возможности пройти акклиматизацию перед чемпионатом мира хотим, чтобы Шпильбанд поработал с ребятами над произвольной программой. Ведь именно он был постановщиком.
Кстати, эта поездка плановая. К Шпильбанду Вера с Юрой поехали бы и в том случае, если бы не ушли от Калининой. У этой пары вся подготовка расписана до мелочей: как тренироваться, как разминаться на соревнованиях. Определены даже постановки олимпийского сезона. Не буду, естественно, озвучивать ни идеи программ, ни имена хореографов, которым предстоит эти программы ставить, но все это есть. Поэтому даже такой стресс, как потеря тренера, абсолютно не сказался на тренировочном процессе.
- Вам легко работать с этими спортсменами?
- Очень. Они с большим доверием относятся ко всему, что я им предлагаю. К тому же Базарова и Ларионов совершенно неизбалованы. И самостоятельны.
- Ваши новые подопечные пропустили в этом сезоне чемпионат России, затем - чемпионат Европы. Не было опасения, что подготовиться должным образом к чемпионату мира они могут не успеть?
- Нет. У нас заранее существовала договоренность с руководителями российской федерации фигурного катания, что ребята пропустят ряд соревнований. Сначала надо было привести в порядок состояние здоровья Веры, потом - сделать операцию Юре. У него случилась очень неприятная травма, когда, отдыхая в Саранске, он упал на правую руку и сломал пястную кость большого пальца. Рука-то рабочая. Тот же тодес при такой травме не сделаешь, поэтому и пришлось оперировать.
Федерация поставила нам единственное условие: показать прокаты до того, как будет принято решение по составу сборной. Базарова и Ларионов прокатали в Новогорске обе программы, причем просматривать их приезжал весь исполком федерации, включая технических специалистов и судей. То есть профессиональных зрителей хватало.
- То, как катались на этих прокатах Юко Кавагути и Александр Смирнов, вам как консультанту сборной понравилось?
- Да. Если в Канаде эти спортсмены будут кататься столь же уверенно, результат будет высоким.
- Давайте несколько отвлечемся от темы парного катания. На тренерском совете, который был проведен после чемпионата России, вы, знаю, голосовали против того, чтобы в Загреб ехал Максим Ковтун.
- Не совсем так: дело в том, что бумаг, в которых было бы четко прописано, что решение по третьему спортсмену принимает ФФККР, я не видел, хотя вполне допускаю, что они есть. Но в моем сознании в тот момент почему-то четко сидело: отбор в команду должен осуществляться в полном соответствии с призовыми местами. И голосовал я не против Максима. А против того, чтобы принцип нарушался.
- А какого мнения придерживаетесь в отношении выбора федерации сейчас?
- Сразу после чемпионата Европы я сказал: у меня нет никаких сомнений в том, что на чемпионат мира должен ехать Ковтун. Без всяких дополнительных отборов. Он на тех соревнованиях всем все доказал. Не говорю уже о том, что объективно у него все-таки больше шансов оказаться в десятке, чем у других наших мальчиков.
- Почему вы так считаете?
- Он молодой. Мой достаточно большой опыт говорит о том, что, когда на соревнованиях появляется новый спортсмен и показывает хорошую, сложную программу и хорошее катание, арбитры всегда несколько более лояльны.
- Сразу вспоминается фраза Ирины Родниной: "Судьи любят свежее "мясо".
- Именно! Кроме этого Ковтун очень хорош технически. Ему пока не хватает выразительности, но это нормально. Для того чтобы она появилась, надо два-три года повращаться в когорте сильнейших, добиться стабильности исполнения технических элементов. Психология спортсмена в этом отношении очень проста: пока человек не чувствует в себе уверенности в тех же прыжках, добиваться от него выразительности катания бессмысленно: у него голова совершенно другим занята.
- Замену Николь Госвияни на Алену Леонову считаете оправданной?
- У меня двоякое отношение к этому. С одной стороны, я бы вообще не менял тройку девочек. Они ведь все выступили в Загребе хорошо. С учетом того, что Госвияни была третьей российской спортсменкой, она заняла очень высокое место. Сделала на чемпионате Европы даже больше, чем от нее ждали.
Еще мне показалось, что все наши девочки - Аделина Сотникова, Лиза Туктамышева и Николь - не просто катались сами по себе, но как бы помогали друг другу. В этом отношении у них сложился очень хороший коллектив. Разбивать его лично мне было жаль.
С другой стороны, я понимаю, что есть вещи, которые нельзя не учитывать. Леонова на прошлом чемпионате мира была второй, у нее есть определенный рейтинг в глазах судей, она заведомо будет выступать в более сильной группе, чем выступала бы Госвияни, а это тоже повышает шансы на высокий результат. Тем более что у нас предолимпийский сезон, когда важность каждого выступления сильно повышается.
- Каковы ваши личные ожидания в отношении чемпионата мира?
- Прежде всего я, естественно, рассчитываю на высокий результат Волосожар и Транькова в парном катании. У них есть абсолютно все для того, чтобы бороться за золотую медаль: сложные хорошие программы, внешняя стать, мощь. То есть это катание красивого, спортивного направления. Две другие наши пары тоже вполне могут побороться за призовое место. Считаю их равносильными - не могу выделить кого-то особо.
Что касается танцев, мне нравится, что у российских дуэтов появилось очень современное направление. Это и мягкость катания, и широта, и построение программ. В танцах ведь как нигде важно иметь хорошую, запоминающуюся программу. На том уровне, где идет борьба за медали, все катаются примерно одинаково. А значит, решающим фактором на тех же Играх будут музыка и постановка. За бронзу оба наших дуэта способны бороться уже сейчас.
- А что скажете об одиночном катании?
- Сотниковой и Туктамышевой тоже вполне по силам бороться за бронзу.
- То есть вы не разделяете мнения, что обе эти спортсменки могут выиграть у кого угодно, если безошибочно выполнят все элементы своих программ?
- Я просто делаю "поправку" на традиционные судейские предпочтения в отношении авторитетов. Если эти предпочтения убрать, и Аделина, и Лиза вполне могут выиграть. Но убрать, как вы понимаете, нереально. Для этого нужно сильно прокатать короткую программу. То есть с самого начала показать очень высокий технический уровень - не сделать ни единой помарки. А потом точно так же откатать произвольную.
- Осталось оценить шансы единственного российского одиночника.
- Если Ковтун сумеет сделать то, что от него ждут, то есть войти в десятку, это будет классно!