Cергей Шубенков: "Такого давления не было даже в Москве"
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
23-летний россиянин защитил звание сильнейшего барьериста Старого Света на дистанции 110 м
Владимир ИВАНОВ
из Цюриха
Безусловным фаворитом состоявшегося поздно вечером в четверг по московскому времени финала на 110 м с барьерами считался француз Паскаль Мартино-Лагард, который по ходу сезона практически не допускал сбоев: досрочно стал победителем общего розыгрыша "Бриллиантовой лиги" и довел национальный рекорд до 12,95. В полуфинале он, по сути, бросил бежать сразу после последнего барьера. Однако в решающем забеге фаворит зажался и начал цеплять барьер за барьером, тогда как сибиряк Шубенков сохранил холодную голову и, пробежав за 13,19, одержал столь важную для себя победу.
– Сейчас уже поостыл, – признался вчера Шубенков корреспонденту "СЭ". – Хотя эмоции все равно уже не такие сильные, как раньше. С юниорским чемпионатом Европы даже близко сравнивать нельзя! Тогда до полуночи перед забегами не спал. А здесь после финиша первой мыслью было отнюдь не "Ура, я победил".
– А что?
– Облегчение от того, что все закончилось. Эмоционально на этом чемпионате Европы было очень тяжело.
– В этом основное отличие от победы двухлетней давности в Хельсинки?
– Именно. Тогда я ехал обычным претендентом на финал, никто не ожидал, что я с бухты-барахты выиграю. Большой ответственности на мне не лежало, хоть я и был лидером сезона.
– На этот раз явным фаворитом считали Мартино-Лагарда. Сильно огорчились бы, если бы проиграли сопернику, имеющему в этом сезоне результат 12,95?
– Даже думать об этом не хочу. Хотя готов был ко всему. Я надеялся на победу, но уверенности не было вообще! Ни перед стартом, ни после полуфинала, ни тем более перед финалом.
– При этом есть ощущение, что француза, бежавшего по соседней дорожке, вы задавили психологически.
– К борьбе-то я всегда готов. А про Паскаля не хочу плохо отзываться, но у него действительно есть тенденция "пролетать" на официальных стартах. И все-таки задачи кого-то "задавить" у меня не было. Главное – сосредоточиться на своем беге.
– Поведением перед стартом вы заметно отличаетесь от типичного российского спортсмена…
– В каком смысле?
– Слишком расслаблены.
– Ничего себе! Я стараюсь внешне быть спокойным, но внутри все кипит и бурлит. Если вы посмотрите повтор финала, то увидите на моем лице все эмоции. Да, перед людьми нужно держать себя уверенно, но при этом черту я не перехожу. Понты – это не про меня. И общаюсь только после финиша. Перед стартом я настоящий социопат.
– Хотя внимание любите.
– Просто считаю это неотъемлемой частью спорта. Пробежал хорошо – поделись радостью, плохо – объяснись.
– Недавно вас сравнили с Дарьей Клишиной. Мол, хорошо выглядите, умеете держаться перед камерой...
– Если честно, мне такое сравнение не очень нравится. Я всегда считал себя самодостаточным. На самом деле мне говорили, что в плане общения я похож на Татьяну Лебедеву. Задашь ей один вопрос – и слушай потом бесконечно. Ну так она в итоге и стала депутатом.
– Вот вы куда стремитесь!
– Не факт. Но как один из вариантов – почему бы и нет?
– Можно ли сравнить бронзу чемпионата мира в Москве с победой на чемпионате Европы?
– Приятны обе медали. Но тогда я нацеливался именно на "призы", а нынешнее золото – это не то, чтобы сюрприз… Просто мы допускали возможность не выиграть. Эта победа особенная в том плане, что такого давления я никогда раньше не испытывал. Даже на чемпионате мира в Москве.
– В чем оно проявлялось?
– Многие записывали мою медаль как гарантированно золотую. Конечно, пробеги я плохо, меня никто не поколотил бы, но ожидания очень тяготили. Да и сам к себе уже предъявляешь определенные требования, которым нужно соответствовать. По сути, все давление я создал себе сам. Но от этого не легче.
– Осознаете, что в следующем году на чемпионате мира в этом плане будет еще тяжелее?
– Вполне допускаю.
– И что делать?
– Давление можно снять хорошей готовностью. Если ты в форме – уверенность сама откуда-то приходит.
– Не гложет, что уже второй год не можете превзойти свой же рекорд России – 13,09?
– Это сейчас для меня цель номер один. Победы – победами, но Лагарда пора доставать. Если не 12,95, то хотя бы из 13 надо бежать. Для этого нужно, чтобы сошлось много факторов. Одно дело просто быть готовым, а другое – проявить эти качества в борьбе. Нужно уметь бежать одновременно собранно и расслабленно.
– Для этого, наверное, отлично подходят предварительные забеги и полуфиналы?
– Шутите? После неудачи на Олимпийских играх за полуфиналы я больше всего переживаю. С тех пор эта стадия несколько раз становилась для меня конечной остановкой. Вот в Сопоте (на зимнем чемпионате мира. – Прим. "СЭ") не добежал… И здесь очень волновался.
– Судя по тенденции, если вы преодолеваете полуфинал, то без медали уже не останетесь?
– Как-то так получается. Официальные старты у меня вообще получаются лучше. Можно вспомнить командный чемпионат Европы этого года. Там был практически такой же финал, что и в Цюрихе. И я обыграл тех же Лагарда и Шермана.
– Барьеры вообще – интернациональная дисциплина. Китайцы и вы на равных соперничаете с темнокожими спортсменами. Почему?
– На чемпионате мира в Москве я был единственным белым в финале. Но следить за подобными тенденциями – дурацкое занятие. Любой, кто попадает в финал чемпионата мира, – незаурядный человек, вне зависимости от цвета кожи. Да, есть какие-то генетические предрасположенности, но они не столь значительны. А тренер Сергей Клевцов вообще убежден, что это чепуха.
– Задумывались, что в последние три года вы один из самых стабильных барьеристов в мире?
– Главное, чтобы стабильность не превращалась в застой. Хочется двигаться вперед, а не стоять на месте. Хотя я не опускаюсь ниже определенного уровня, и это хорошо. И благодарить за это нужно в первую очередь тренера. Он постоянно держит меня в тонусе.
– Вы с ним, как мне кажется, абсолютно разные.
– Шеф – очень харизматичный человек. Но мы давно привыкли друг к другу. Здесь, в Цюрихе, даже живем вместе.
– А вечером после победы не хотелось посидеть с ребятами, разделить с ними свою радость?
– Да он вчера еще позже меня пришел! (Смеется.) А мне ничего не хотелось. Только спать. Это Люкман Адамс (серебряный призер ЧЕ-2014 в тройном прыжке. – Прим. "СЭ") как зашел в номер – так там крики на всю гостиницу начались (улыбается).
Мужчины. 110 м с/б. 1. ШУБЕНКОВ – 13,19. 2. Шерман (Великобритания) – 13,27. 3. Мартиньо-Лагард (Франция) – 13,29. 3000 м с/пр. 1. Ковал (Франция) – 8.26,66. 2. Залевски (Польша) – 8.27,11. 3. Мюллера (Испания) – 8,29,16... 5. ЛУКЬЯНОВ – 8.32,50. Тройной. 1. Компаоре (Франция) – 17,46. 2. АДАМС – 17,09. 3. ФЕДОРОВ – 17,04.
Женщины. Шест. 1. СИДОРОВА – 4,65. 2. Стефаниди (Греция) – 4,60. 3. ЖУК-КРАСНОВА – 4,60... 7. ЛУТКОВСКАЯ – 4,35. Копье. 1. Шпотакова (Чехия) – 64,41. 2. Елаца (Сербия) – 64,21. 3. Шталь (Германия) – 63,91.