Сергей Шубенков: "Лучший способ избежать случайностей - убежать от всех на старте"
Две недели осталось до главного старта сезона – чемпионата Европы в Цюрихе. Одна из надежд сборной России на предстоящем турнире – бронзовый призер московского чемпионата мира в барьерном спринте.
На сегодняшний день у 23-летнего сибиряка второй результат в европейском сезоне на дистанции 110 метров: 13,13 против 12,95 француза Паскаля Мартино-Лагарда. Кроме того, Шубенков – один из самых стабильных россиян в "Бриллиантовой лиге": в этом году на семи этапах он пять раз финишировал на пьедестале.
Сергей Шубенков: "Супергероем пока не стал"
– Помните, что в Цюрихе вам предстоит отстаивать свой титул? В 2012 году вы победили на чемпионате Европы в Хельсинки.
– С тех пор многое изменилось. Два года назад я был молодым атлетом. Накануне Хельсинки выиграл молодежный чемпионат Европы и ни на что больше особо не претендовал. Ехал в Финляндию, не зная, чего от себя ждать. Однако пробежал там очень неплохо, установил рекорд России. То есть ехал перспективным спортсменом, а вернулся чемпионом Европы. Сейчас ситуация совершенно иная. Понимаю, что являюсь одним из претендентов на самые высокие места, и на меня возлагаются ожидания совсем другого характера. Хотя делать чего-то такого, чего я раньше еще не делал, не требуется, поэтому надеюсь на благоприятный исход. Все должно получиться.
– В Хельсинки вы оставили позади себя Гарфилда Дарьена. Спустя два года вашим основным конкурентом на пути к чемпионству снова будет француз – Паскаль Мартино-Лагард.
– Точно. Задача прежняя – обыграть француза. А вместе с ним англичан, итальянцев и всех остальных. Но тогда целая группа спортсменов бегала на одном уровне…
– А сейчас вы с Мартино-Лагардом явно превосходите остальных.
– Есть еще британец Уильям Шерман. Но француз на сегодня – мировой лидер. На руку мне играет то, что он еще ничего толком не выигрывал. В "Бриллиантовой лиге" Мартино-Лагард смотрится здорово, но на официальных стартах Паскаль обычно бежит слабее.
– Но его можно считать фаворитом предстоящего чемпионата Европы?
– Безусловно. Хотя это еще не означает, что он обязательно победит. Без борьбы отдавать ему золото я не собираюсь. Да и вообще не собираюсь.
– Тем более, что на командном чемпионате Европы вы француза обыграли.
– Я и говорю – непобедимых у нас нет.
Сергей Шубенков: "Мечтаю вступить в элитный "Клуб 13"
– Недавно Мартино-Лагард выбежал 13 секунд, что является мечтой каждого барьериста. Вас это подстегнуло?
– Меня это, если честно, немного напрягло и расстроило. С другой стороны, если бы не он – выбежал бы кто-то другой. Но все равно немного обидно, что француз показал столь высокий результат. Я тоже такой хочу! Но о чем это говорит? Лишь о том, что нужно работать.
– Как думаете, в Цюрихе вы будете бороться со временем или, скорее, друг с другом?
– Кто будет лучше готов и справится с волнением, тот и победит.
– Бывает такое, что два фаворита настолько увлекаются борьбой друг с другом, что не замечают, как выскакивает кто-то третий.
– И такое возможно. Но я прекрасно понимаю, что там будет столько желающих завоевать призовые места, что даже о гарантированном попадании в финал говорить нельзя.
– В Хельсинки-2012 вы пробежали в полуфинале, установив рекорд России (13,09). Это по неопытности, или предварительные забеги располагают к быстрым секундам?
– Там у меня вообще все сошлось: я расслабился, неплохо ушел со старта, не сделал ошибок по ходу дистанции. А в финале была "рубка", и о результате я уже особо не думал.
– Вы уже выступали в Цюрихе. Как вам стадион?
– Выступал дважды. Арена хорошая, дорожка тоже. Единственное, что не нравится – неудобное место разминки. Двух дорожек на всех явно не хватает.
– В таких условиях приоритет и "право первого барьера" отдается более именитым спортсменам?
– Нет, на тренировочной арене все равны. Да и как вы себе это представляете? Выходит кто-то на середину: "Слушайте все, я такой-то и эдакий, поэтому отдайте мне барьеры и колодки"! Некрасиво же. А если мне кто-то так скажет, я даже не буду ввязываться в спор. Позову своего тренера Сергея Клевцова, он на кого надо наорет, и все будет нормально.
Сергей Шубенков:
"Победы не рождаются в блестящих фитнес-центрах"
– Перед началом этого сезона вы с тренером решили сократить разбег до первого барьера с восьми шагов до семи. Эксперимент можно считать удачным?
– Этот вариант в любом случае перспективнее. Сил пока хватает, так что, думаю, это то, что нам нужно. Тем более прошлый разбег у меня все равно был нестабилен. Есть еще ряд технических нюансов, которые можно подтянуть. Например, не всегда получается держаться перпендикулярно дорожке. Бывает, что меня разворачивает, неправильно проношу ногу над барьером. Это все детали, но они очень важны в нашем деле.
– На чемпионате Европы будут неприятные соперники? Я имею в виду тех, кто слишком широко размахивает руками во время перехода через барьер.
– Такие действительно встречаются. Яркий пример – чемпион мира Дэвид Оливер. Хорошо, что он толкается той же ногой, что и я, поэтому конкретно мне американец не мешает. Но его постоянно "вываливает" на правый край дорожки, а так как парень он габаритный, его "взмахи" весьма опасны. А вот в финале чемпионата Европы-2012, который мы вспоминали, из-за того, что мы с Дарьеном атаковали разными ногами и бежали по соседним дорожкам, мне от него пару раз прилично прилетело. Эти нюансы на самом деле могут сыграть роль.
– Наверняка вы уже накануне старта понимаете, как побегут ваши соседи и что нужно сделать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
– От таких я стараюсь немного смещаться в сторону. Хотя на дорожке пространства для маневра не очень много. Куда с подводной лодки денешься? Но есть очень хороший рецепт, как всего это избежать – уйти от всех со старта!
– Ваш старт – как раз одно из тех мест, которые нужно подтягивать.
– Мы над этим много работаем. Посмотрим, что получилось.
– После соревнований в Глазго вы говорили, что накопилась некая усталость. Она позади?
– Дело было в том, что я практически всю неделю провел в дороге, не было времени даже нормально потренироваться. Тому же французу добраться до Глазго или Монако – вопрос одного, притом не очень длинного, перелета. А мне же только до Москвы лететь четыре часа. Не говоря уже про Барнаул. Вот из-за этих постоянных акклиматизаций было непросто. Теперь же есть две недели, чтобы спокойно подготовиться и подвестись к тому, чтобы улучшить свой результат. Надеюсь, у нас все получится.