Маленькие принцы, или Кто станет новым Болтом?
Корреспондент "СЭ" размышляет о том, как далеко могут завести мир поиски "нового Усэйна Болта".
"Кто станет следующим Усэйном Болтом? Узнайте ответ на чемпионате мира среди юниоров", – зазывает любителей легкой атлетики реклама июльского мирового первенства-2014 в американском Юджине, штат Орегон, в очередной раз напоминая о крайне любопытном явлении мировой легкой атлетики.
Поиски нового Болта начались фактически сразу, как только "старый" побил свой первый мировой рекорд. Миру, с одной стороны, хочется борьбы. С другой – не хочется, чтобы шоу мировых рекордов прекращалось, а ведь Усэйн тоже когда-нибудь отправится на пенсию. Претенденты на почетный титул находятся регулярно – в среднем, по паре за сезон.
Одним из последних и наиболее ярких примеров стал юный австралиец Джеймс Галлахер. Зимой всемирную паутину взорвал ролик со школьного чемпионата провинции Новый Южный Уэльс, где 13-летний паренек в стиле своего знаменитого коллеги отыгрывает отставание в добрый десяток мест на последнем этапе эстафеты. За несколько месяцев до этого Джеймс, быстро ставший интернет-феноменом, показал время, перекрывающее рекорды США и Австралии для его возрастной категории (11,7 на 100-метровке). Затем Галлахер на местных соревнованиях пробежал 200 м за 21,73. Заинтересованные люди быстро посчитали, что это на 0,08 лучше, чем бегал в свое время 14-летний Болт. И понеслось!
"Джеймс – природный фрик, и я употребляю это слово в самом хорошем смысле", – рассказывал тренер Галлахера Скотт Ричардсон, практически дословно повторяя характеристику, данную когда-то Усэйну Болту. Цитата, естественно, быстро разошлась по материалам СМИ далеко за пределами Австралии.
На самом деле, мы крайне мало знаем о том забеге: ни скорости ветра, ни возраста других ребят и прочих значимых вещей. Но, по большому счету, это и не важно.
С научной точки зрения искать нового Болта среди 12-летних все равно бессмысленно. Предсказать, что будет с Галлахером дальше, в этом возрасте еще невозможно. Многие быстро бегающие в его годы мальчишки потом переходят в горизонтальные прыжки или многоборье, а то и вообще меняют вид спорта. Высокого, крепкого Джеймса, к примеру, активно зазывают в регби. Другие по тем или иным причинам так никогда и не доходят до серьезных результатов во взрослой категории.
"В 13 лет говорить о перспективах, конечно, рановато, – подчеркнул в интервью "СЭ" выдающийся советский спринтер, двукратный олимпийский чемпион Валерий Борзов. – Во-первых, хорошо бы знать, во сколько парень начал бегать. Обычно начинают лет в 11-12. Первые 2-3 года уходят на базовую подготовку. Уже на 4-5-й год, когда он станет юношей и пройдет серию соответствующих соревнований, как правило, только тогда и начинается специализированная подготовка. Паспортный и биологический возраст у мальчиков может отличаться до 5 лет. Поэтому то, что сейчас он легко обгоняет всех остальных, еще ни о чем не говорит. Нужно знать, какая генетика, насколько здоровый организм в плане костно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой, да и нервной системы, сможет ли он переваривать нагрузки. Все эти нюансы обычно становятся понятны к 16 годам. У темнокожих – чуть раньше, у белых – чуть позже".
Новых Болтов находят не только в Австралии. Но чаще всего в тех странах, где нет целой россыпи претендентов, как в США или на Ямайке. Парадоксально, но как раз юные дарования с родины Боба Марли, где на звание "следующего Усэйна" по идее может претендовать каждый третий (особенно учитывая тот факт, что в возрасте Галлахера Болт особенно не блистал, раскрывшись ближе к 17 годам), получают в этом контексте гораздо меньше паблисити. Оно и понятно: здесь, как нигде, знают – далеко не каждому перспективному юниору дано вырасти не то что в Болта, а даже в фигуру поскромнее. А в дополнительной рекламе карибская мекка мирового спринта и так не нуждается.
Наиболее реальный на данный момент претендент – 18-летний спринтер из крошечной Ангильи Зарнел Хьюз. Еще один "новый Болт", который живет в тренировочном центре IAAF в Кингстоне и занимается вместе с Усэйном и Йоханом Блэйком. Успехи Хьюза, побившего несколько рекордов на знаменитых ямайских школьных соревнованиях Чампс, таковы, что вызывают зависть даже у здешних тренеров, в голос сожалеющих, что парень родился не на том острове. Велика вероятность, что на Олимпиаде в Рио Зарнел будет выступать за Великобританию – на правах жителя заморской территории Соединенного Королевства он является обладателем полноценного паспорта этой страны и избавлен от необходимости отбывать карантин. И потому, с учетом дефицита кадров в британском мужском коротком беге, в его раскрутке заинтересованы уже сейчас.
Примерно та же история имеет место и в случае с Галлахером. Статус восходящей звезды легкой атлетики, данный 13-летнему Джеймсу, сулит дополнительное внимание и поддержку не только ему, но и всей австралийской программе развития легкой атлетики. И особенно юниорскому спорту, никогда не жаловавшемуся на избыток ресурсов.
Самим парням в этой ситуации остается только пожелать, чтобы титул "нового Болта" оказался не слишком тяжелым.