Трудные времена "бандитов"
21 апреля пройдет Бостонский марафон, год назад переживший страшный теракт
Сергей БУТОВ
Предстоящий понедельник – особенный день для жителей Бостона, которым предстоит открыть новую главу в истории старейшего в мире марафона. Старая глава закрыта одновременно со взрывами, прогремевшими на финише прошлогоднего марафона. Мир никогда не будет прежним для Бостона.
15 апреля 2013 года погибли три человека, включая 8-летнего Мартина Ричарда, и пострадали еще 260. Подавляющее большинство получили травмы нижней части туловища. Многие прошли через ампутацию конечностей.
Как-то по-особенному выделять бостонский теракт на фоне ужасов современного мира, в котором чуть не ежедневно во взрывах гибнут сотни людей, на мой взгляд, не стоит. Куда полезнее определить причину, по которой трагедия нашла столь колоссальный отклик в сердцах американцев. Дело не в количестве пострадавших и не в факте невиновности этих людей (когда жертвы терактов были в чем-то виноваты?), а в обстоятельствах, при которых пострадавшие таковыми стали.
Взрывы во время Бостонского марафона были инстинктивно интерпретированы людьми, как атаку на священную корову американского общества – здоровый образ жизни.
Можно сколько угодно иронизировать по поводу лидерства Америки по числу людей, страдающих ожирением, где она лишь недавно отдала чемпионский кубок Мексике. В целом по стране ситуация действительно остается драматичной, однако в крупных городах, являющихся сосредоточением наиболее образованных слоев общества, картина диаметрально противоположная.
На набережных и особенно в парках не протолкнуться между бегунами-любителями. Спортивные клубы ломятся от желающих в них попасть, и нередко для этого нужно виртуально отстоять очередь. Поселившись в паре минут ходьбы от северо-западного угла Центрального парка в Нью-Йорке, я хорошо помню культурный шок, который испытал, войдя однажды в парк воскресным утром…
Каждый уик-энд по утрам на пробежку выходит весь город. Бок о бок в горочку пыхтят банкиры, домохозяйки, киноактеры, посудомойщики, люди с собаками на поводках, бабушки, дедушки. Мамы толкают перед собой коляски с лежащими в них грудными детьми. По соседним полосам свистят мимо эскадрильи велосипедистов.
Пульсометры, шагомеры, датчики движения, разные технологические прибамбасы давно стоят в топе продаж. В нью-йоркском магазине любого из гигантов-производителей спортивной экипировки вас перед покупкой кроссовок поставят на беговую дорожку, включат ее, и станут снимать движение ваших ног на камеру, чтобы – там же, в магазине – съемку проанализировал специалист, и порекомендовал вам не самые дорогие, а наиболее подходящие вам кроссовки.
Молодежь в социальных сетях меряется друг с другом не высокой каблуков и стоимостью автомобилей, а накрученным километражем. "Если ты не бегаешь, что с тобой не так?" Феномен этого искреннего энтузиазма в том, что он не насаждается сверху, а стихийно идет снизу. В этом смысле я с нетерпением ожидаю, какие результаты в России даст наметившийся после Сочи-2014 крен от спорта высших достижений к массовому, все эти возрождения ГТО и прочие государственные инициативы.
Встанем ли мы с вами с дивана, если не по своей воле, так хоть по указке?
Нью-Йорк, этот кипящий котел человеческих амбиций, переживает настоящий бум занятий спортом: бегом, йогой, разными пилатесами. Бегать – означает не просто вести здоровый образ жизни, но ассоциировать себя с определенной социальной группой: молодых, образованных, с активной жизненной позицией. Таковых особенно много как раз в Бостоне, где расположены два университета, стабильно называемых в числе лучших в мире: Гарвардский и Массачусетский технологический (MIT).
Бег за океаном – это не только сформировавшаяся индустрия с понятными выгодами для всех ее игроков, но и инструмент для построения жизненной мотивации. Преодоление себя символизирует движение в будущее. Те, кто сегодня еле доползают "трешку" (как автор этих строк, к примеру), мечтают о "пятерке". Те, для кого "пятерка" это как воды напиться подумывают о "десятке". "Десятники" планируют заявиться на полумарафон, а там – чем черт не шутит – и на полноценный марафон. Пережить его, дотерпеть, дохрипеть – это попытка ответить самому себе на вопрос: "Кто ты такой и чего ты стоишь?"
На последний Нью-Йоркский марафон, который состоялся в ноябре, было подано – вдумайтесь – более 120 тысяч заявок. Организаторы просто не в состоянии удовлетворить все из них. Многие из тех, кому отказали, все равно бежали – так называемыми "бандитами", бегунами без регистрации, которые нелегально присоединяются к забегу на участках, плохо контролируемых организаторами.
Для "бандитов", которых в Бостоне традиционно было множество, наступили трудные времена. Об их существовании знали всегда, и терпели. Но только не сегодня, когда меры безопасности на марафоне будут беспрецедентными, а уровень общественного внимания к нему колоссальный.
На прошлой неделе, возможно, самая престижная журналистская премия в мире – Пулитцеровская – была присуждена редакции газеты The Boston Globe. После объявления победителя премии в одной из номинаций по итогам 2013 года главный редактор издания собрал коллектив и заявил, что гордится работой своей команды над "темой, которую ни один из сотрудников газеты не хотел бы освещать".
Остается только присоединиться к словам коллеги. Искренне надеюсь, что мне никогда больше не придется писать колонок, поводом к которым была бы трагедия во время спортивного турнира.