Город солнца Ирины Винер
В Москве состоялась презентация проекта "Олимпийская деревня Новогорск", автором которого является президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер. Центром спортивного ядра этого многофункционального комплекса станет академия, которой руководит главный тренер сборной России
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из отеля "Гранд-Марриотт"
Пресс-конференция, посвященная будущему центру российской художественной гимнастики, логично началась с упоминания о недавнем чемпионате мира в Москве - собравшимся, среди которых было немало журналистов, представляющих издания о недвижимости, озвучили количество завоеванных российскими спортсменками наград. Новый дом же сборная получит в 2012 году, когда в "Олимпийской деревне Новогорск" будет сдана последняя очередь строительства.
Впрочем, сам проект дает повод поговорить не только о системе спортивной подготовки - масштабный комплекс на берегу реки при внимательном изучении макета и его описания напоминает, скорее, очередной образец подмосковной элитной недвижимости, чем спортивную базу: здесь и отдельные коттеджи с участками, таун-хаусы и многоквартирные дома, и форелевое хозяйство, и британская школа. На средства от продажи и сдачи в аренду всей этой инфраструктуры и планируется содержать спортивный комплекс, который сможет открыть свои двери гораздо большему числу детей, чем нынешняя база гимнасток в учебно-тренировочном центре сборных команд все в том же Новогорске.
- Еще со школьных времен мне запомнился встречающийся у философов-утопистов образ города солнца, где всем людям хорошо. Всегда мечтала, чтобы все мои дети жили в одном доме, - пояснила Ирина Винер. - Сейчас эта мечта осуществляется. Я всегда хотела создать такое место именно рядом с Новогорском, поскольку там уже много лет находится наша гимнастическая база. И губернатор Московской области Борис Громов дал мне такую возможность. Когда начали строить, первое, о чем я подумала, - спортивный зал. Не все могут жить на базе сборной команды. Плата там огромная, день стоит 3500 рублей с человека. И маленькие дети просто не в состоянии все время там находиться и платить такие деньги.
Если уж делать такой зал, там все должно быть красиво, как и в человеке: и лицо, и содержание. План такой: чтобы ребенка привезли туда сразу после роддома и вышел он оттуда только в институт. Родителям никуда не надо будет детей возить. Важно, чтобы там было все, что нужно, согласно программам, которые я наработала за эти годы. Сейчас все это обретает формы.
- Кто-то из семей ваших учеников уже выразил готовность переехать туда?
- Да. Я им советовала не покупать сейчас, а идти на вторую очередь, потому что это дешевле. Есть многие люди, которые хотят туда перебраться. Я имею в виду семьи тех малышей, которым сейчас восемь, девять или десять лет.
- Как быть с теми детьми, которые захотят приехать к вам в академию из других городов России?
- Для этого и строим гостиницу. Там будут жить и дети, и тренеры.
- Получается, в общем, та же система, которая существует сейчас на базе сборных команд в Новогорске.
- Так и есть. Там тоже есть школа, ведь все дети еще и учатся.
- В новом комплексе обещают внедрить передовые образовательные программы, пригласить иностранных преподавателей. Но вряд ли вашим подопечным будет хватать времени на все это.
- Нет, не будет. Когда я работала в Великобритании, мне говорили: здесь вам не Советский Союз, у нас на первом месте образование. А я детей учила, что если спорт мешает школе, надо ее бросать. Они сначала смеялись, а потом поняли: я права. Так что обязательно сделаем экстернат, где учителя будут отдельно заниматься с ребятами. Все будет заточено под художественную гимнастику.
- Почему все же вы решили взяться за создание новой базы?
- Сейчас я не могу взять на базу тех, кто не является членом сборной команды. У них не те имена, а пока они появятся, таланты могут уже и погибнуть. Сейчас уже плотно работаю с детьми 2000, 2001 годов рождения. Вот приехала ко мне девочка и тут же нашла недочеты в программе, которую Дарья Кондакова делала на чемпионате мира: тут руки должны быть мягкие, а не сильные, там акценты нужно делать на раз. И это восьмилетний ребенок! Таким детям я хочу дать возможность жить на новой базе и тренироваться.
- То есть речь идет об общих недостатках существующей системы детского спорта?
- Да. У нас же как: в сборной положено, скажем, иметь 3000 человек, на столько и получите медикаментов. А если у вас 9000, то остальные - до свидания.
- Ваши знаменитые ученицы, например, Алина Кабаева, будут принимать участие в работе новой школы?
- Алина мечтает построить свою школу, не со спортивным уклоном, а скорее эстетической направленности. Она имеет на это право. Тренировать она, конечно, не будет, поскольку является депутатом, очень занятым человеком, много добра делает людям по всей стране. Дай бог, чтобы мы сами никогда к ней не обращались.
- Сами вы уже переехали?
- Нет, там еще ничего не готово. Как внутренний ремонт доделают - так и перееду. Мне муж говорит: "Зачем ты все строишь? Собираешься жить 300 лет, как ворона?". Я отвечаю: "Да. Хочу в следующей жизни превратиться в ворону, сесть на крышу своего зала и каркать, когда дети туда приходят". Уверена, так и будет.
- Представители других видов спорта не проявляют интереса к проекту?
- Проявят, когда построится. У нас и так будут и восточные единоборства, и танцы. Но в первую очередь - художественная гимнастика! Очень много детей хотят приехать со всей страны, а у меня нет возможности их принять, потому что база переполнена.
- В самом начале сегодняшней пресс-конференции упоминался недавний чемпионат мира. Сразу после его окончания вы давали весьма категоричные оценки выступлению сборной России. Не изменили с тех пор свое мнение?
- У меня после этого был разговор с главным тренером сборной по групповым упражнениям Валентиной Иваницкой, и она мне призналась, что очень устала. В итоге обо всем договорились полюбовно, и теперь с группой будет работать Татьяна Сергаева, которая подготовила олимпийских чемпионок среди юниоров. Это блестящий молодой тренер, просто до этого не было повода что-то менять. Но он возник, в олимпийской дисциплине мы второй год подряд заняли всего лишь третье место. Валентина Алексеевна будет советником, помощником.
- Сама Иваницкая говорила, что не хочет уходить, поскольку надеется взять реванш.
- Реванш должен был быть за чемпионат мира прошлого года. Больше мы не имеем права ждать. Сейчас мы отдали одну медаль, надо было и больше отдать, но только не олимпийскую. Пусть мы проиграем в Лионе, Париже, Монпелье, где будут сейчас проходить соревнования, две, три медали, но не олимпийские. На Играх Россия должна выиграть два золота - вот такая политика.
- Есть ли претензии к Евгении Канаевой, которая не сумела выиграть все виды программы?
- Ее выступление в Москве - безусловный успех. Для нее конкуренция внутри команды, безусловно, на пользу, иначе она бы остановилась. А тут увидела, что есть потенциальные соперницы, вышла на финал многоборья и выиграла. Она так сильна именно потому, что рядом есть фундамент, который ее держит, - это Даша Кондакова и Даша Дмитриева. А этим двоим, в свою очередь, надо пахать. Вот Кондакова, например, на тренировках пинает мяч, вот он и ответил ей дважды на чемпионате мира. Алина Кабаева никогда предметы не бросала - она их целовала, разговаривала с ними. Я всегда говорю: "Ждите ответа - или на коленях ползать и извиняться". Даша не ползала, и мяч ей отомстил.