23 августа 2020, 14:55

Фашистский памятник стоял перед главным стадионом Амстердама 92 года. Теперь его хотят снести

Владимир Иванов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Голландцы целый год выясняли значение вскинутой вверх руки и уместность этого жеста на спортивном объекте

Олимпийский стадион в Амстердаме — спортивное сердце нидерландской столицы. Он был построен к Играм-1928 года и именно на нем прошли все главные соревнования турнира. В дальнейшем он принимал матчи футбольной национальной сборной, несколько финалов еврокубков и до середины 1990-х был домашней ареной «Аякса».

В последнее время знаковые соревнования на нем проводятся редко. Да, были чемпионат Европы по легкой атлетике-2016 или конькобежный чемпионат мира по многоборью-2018, именно здесь каждый октябрь финишируют участники знаменитого Амстердамского марафона, но спортивный объект в основном воспринимают как достопримечательность. Олимпийский стадион фактически превратился в исторический памятник. Часовой тур туда стоит 12,5 евро. Дороже, чем в большинство российских музеев. А с посетителями проблем нет.

На протяжении всего существования Олимпийского стадиона на самом видном месте перед ним стояла фашистская статуя. Почти 100 лет! И теперь местное издание Trouw сообщает, что ее хотят оттуда убрать. По этическим причинам...

Расследование шло год

Трехметровую бронзовую статую с характерным жестом — нацистским приветствием — установили в Амстердаме за несколько лет до того, как национал-социалисты пришли к власти в Германии. Тогда, в 1920-е годы, этот жест ни у кого не ассоциировался с преступлениями Гитлера и его соратников. Больше того, на Играх-1924 в Париже сам основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен ввел поднятую правую руку вверх — как приветствие.

После Второй мировой голландцам, видимо, было не до памятников. А потом, когда пошли вопросы, был найден выход из положения. Дирекция стадиона объяснила, что на статуе не запрещенное любыми правилами логики и этики нацистское приветствие, а вполне себе исторически достойное — римское. Вспомнили картину Давида XVIII века «Клятва Горациев». На ней все тот же жест, но уже с благородным смыслом.

И чтобы у посетителей не возникало даже мысли — перед провокационной статуей на стадионе установили табличку с пояснениями. Долгое время это работало и, казалось, памятник доживет до 100-летнего юбилея. Однако по чьему-то запросу была создана комиссия, которая целый год проводила расследование. В итоге, после консультаций с историками, было объявлено, что римское приветствие — это миф. И что, хотя, спортсмен салютует явно не Гитлеру, жест все-таки связан с фашизмом. Мэрии Амстердама рекомендовано убрать статую.

В Италии на реставрацию обелиска Муссолини потратили 2,2 млн евро

С этим решением согласны не все. Понятно, что в Германии нечто подобное было бы однозначно неприемлемо. Но вот в Нидерландах, которые во время Второй мировой сначала сохраняли нейтралитет, а потом за пять дней капитулировали перед захватчиками, разная трактовка жеста имеет право на жизнь. Просто из-за того, что это история. Просто потому, чтобы помнить, какое было время на момент создания Олимпийского стадиона.

Взять Италию. В которой как раз был самый настоящий фашистский режим. Так вот главный спортивный комплекс Рима — «Форо Италико» — детище Бенито Муссолини со всеми вытекающими. Так, в центре Форума располагается огромный 300-тонный обелиск самого Муссолини с надписью «вождь». Его не просто не убирают — в 2002-м провели реставрацию, что стоило 2,2 млн евро.

Разумеется, по всему «Форо Италико» соответствующая символика. В 30-40-е это место было центром пропаганды итальянского фашизма.

Все это не помешало проведению именно в этом комплексе Олимпийских игр-1960, чемпионата мира по футболу-1990 или чемпионата мира по водным видам-2009. Не говоря уже про ежегодный теннисный «Мастерс» или матчи «Ромы» и «Лацио».

Итальянцы даже не думают стесняться. Они признают, что те годы — темная страница истории, но убеждены, что даже это — не повод рушить памятники архитектуры. Во-первых, они действительно красивые и добавляют городу особый дух, во-вторых, зло, которое творилось, несли не статуи и строения, а люди. И все эти объекты следует воспринимать не как поддержку преступного режима, а как напоминание о том, что случившееся никогда нельзя повторить.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости