Максим Поташев: "В элитарном клубе знатоков договорняков не бывает"
Гостем авторской программы Евгения ДЗИЧКОВСКОГО "В конце тоннеля" на "СЭ-ТВ"
стал магистр игры "Что? Где? Когда?"
Неверный путь,
ведущий к победе
В конце 2013 года в редакции "Спорт-Экспресса" состоялась традиционная, уже 12-я, предновогодняя игра
"Что? Где? Когда?"
– То, чем вы занимаетесь в интеллектуальном клубе знатоков, – это спорт?
– Телевизионная версия игры, конечно, не спорт. Это шоу с элементами соревнования. Само же явление я обычно сравниваю с фигурным катанием, где есть спортивные и показательные выступления. Телеигра – как раз второе. А девять десятых айсберга, не видимых широкому зрителю, – система спортивных турниров "Что? Где? Когда", которая активно развивается. На сегодняшний день в нее вовлечено около 100 тысяч человек из разных стран мира.
– Велик ли призовой фонд крупнейших турниров?
– Мы играем не на деньги, это принципиально важно. По статусу участники – любители, хотя некоторые из них в своем деле большие профессионалы. Существует толстый свод правил, в организации крупных турниров задействованы спонсоры, однако команды на этом не зарабатывают.
– Раз это все-таки спорт, есть ли у команд тренеры, массажисты или, к примеру, повара? Проводятся ли сборы?
– Тренеры есть у детских команд и у отдельных взрослых. Есть и такие, кто может себе позволить привезти на чемпионат мира массажистов или поваров.
– Как лично вы готовитесь к решающим играм? Уезжаете куда-то? Едите рыбу, в которой много фосфора?
– Стараюсь выспаться, хотя и не всегда получается. Штудировать что-то бесполезно, а вот психологическая поддержка не помешала бы. По крайней мере, я неоднократно ощущал это на примере моей команды. Иногда бывает полезно, чтобы кто-то, разбирающийся в психологии, посмотрел на нас со стороны и, возможно, что-то подкорректировал.
– Продолжаем искать параллели со спортом. Бывают ли в "Что? Где? Когда?" договорные игры?
– В телеверсии – точно нет. Что касается других соревнований, было несколько больших скандалов, связанных с человеческим фактором. Вопросы придумывают люди, и отвечают на них тоже люди. Это не бесстрастные шахматные фигуры, возможны утечки. Именно поэтому, кстати, не хотелось бы подмены джентльменского отношения к игре денежным фактором. К счастью, скандалы остались в прошлом.
– Известно, что вы болеете за ЦСКА, причем не только в футболе. Как распределены спортивные предпочтения в элитарном клубе?
– Прежде всего, болею за сборную России, а уже потом за ЦСКА. В клубе же, как и везде, большинство спартаковцев. С Леонидом Тимофеевым, в частности, в шутку пикируемся иногда по этому поводу. Ведущий Борис Крюк – динамовец, и весьма неравнодушный.
– Вы являетесь президентом федерации спортивного бриджа России. Это действительно самая умная карточная игра?
– Однозначно. За рубежом бридж включают в обучающие и развивающие программы. В России же об этой игре почти не знают, путая ее чуть ли не с гольфом. Хотя наши достижения в бридже на мировом уровне куда весомее, чем в отдельных очень раскрученных видах спорта. Пытаемся популяризировать его, насколько возможно, вовлекаем детей. Организуем для них летние лагеря за границей, где среди нескольких интеллектуальных программ бриджу отведено заметное место.
С каким видом спорта уместно сравнить командные взаимодействия во время игры в "Что? Где? Когда?"? Можно ли специальными тренингами развить интеллект, "разогнать" мышление и даже интуицию? Востребованы ли подобные методы в российском спорте? Подают ли в интеллектуальном клубе жалобы и апелляции? Считает ли Поташев спортом автомобильные гонки? Какого он мнения об игре Василия Уткина в "Что? Где? Когда?"?
Ответы на эти и другие вопросы – в полной версии беседы с Максимом Поташевым, которую в ближайшее время можно будет посмотреть в разделе "Телевидение" на сайте "СЭ".