Геннадий Падалка: "Дайвингом занимаюсь даже в Звездном городке"
"СЭ-Воскресенье" предлагает вниманию читателей продолжение интервью с Героем России, космонавтом Геннадием Падалкой.
ДО КОСМОСА НУЖНО ДОРАСТИ
- Космонавты люди особой категории. Мы психически устойчивы, приземленные, в транс и медитацию мы не впадаем, - говорит герой России Геннадий Иванович Падалка.
- А в астрологические прогнозы верите?
- Нет. Зато мы прагматичны и умеем быстро анализировать ситуацию. И с чувством юмора у нас полный порядок, иначе в космосе не выжить семь месяцев. А в последнем моем полете вместе с Максимом Сураевым на станцию прилетел клоун - один из основателей канадского цирка Дю Солей Ги Лилиберте. Он привез с собой красные носы, и мы все их надели. В общем, весело отметили встречу экипажа.
- То есть гороскопы не изучаете?
- Нет, поскольку считаю, что невозможно поделить все человечество на 12 частей. К тому же есть созвездие Змеи. Причем оно было всегда. И я не знаю, почему его исключили. А что делать с теми, кто родился в 13-й знак зодиака? И вообще, что значит - знак зодиака? Это значит, что в момент рождения человека солнце находилось в одном из знаков зодиака. К тому же есть смещение зодиакальных созвездий относительно Солнца, и не всегда оно в период с 21 мая по 21 июня расположено в созвездии Близнецов. А люди сами "ловятся" на гороскопы. В общем, не верю я ни в гороскопы, ни, к примеру, в хиромантию.
- В детстве мне казалось, что средний возраст космонавта лет 25. Теперь понимаю, что это полный абсурд...
- Двадцатилетним в космосе делать нечего. Во-первых, потому что там необходим определенный жизненный опыт. Во-вторых, до полета нужно получить определенные профессиональные знания, а на это тоже нужно время. Например, кроме специальных видов подготовки, инженерно-технических и научных знаний каждый из нас проходит медицинскую подготовку. Конечно, у нас есть связь с врачами на Земле, но на станции мы должны уметь оказывать помощь и даже спасать. Вот и получается, что космонавта сначала нужно вырастить. Профессиональный "рабочий" возраст космонавта - это 35-55 лет. При оптимальном сочетании режима труда и отдыха обеспечивается профессиональное долголетие. В том числе и медики помогают нам в этом.
- А как вас готовят психологически к полетам?
- У нас есть штат тренеров и психологов. Кроме того, существует определенная система подготовки, включающая в себя лётную, парашютную и водолазную. В общем, пока космонавт несколько лет готовится к полету, у него вырабатывается определенный иммунитет к стрессам. И он становится стрессоустойчивым. В космос без проблем летают и женщины. Но, подчеркиваю, женщины-профессионалы, а не барышни.
- Родные и близкие поддерживают вас в вашей работе?
- Мои родные против моих полетов, потому что это очень большая эмоциональная встряска для семьи. Хотя сейчас на станции есть обычный телефон и можно 24 часа в сутки звонить на Землю и писать электронные письма.
О ТЕННИСЕ И ДАЙВИНГЕ
- Вы регулярно принимаете участие в бадминтонных турнирах "Звездный волан". А когда-нибудь играли в бадминтон сразу после большого тенниса? Говорят, испытываешь необычные ощущения.
- Я большой теннис не очень люблю. Когда-то начинал, у меня не получилось, и поэтому я легко "свалился" в бадминтон и нашел себя в этом виде спорта.
- Также одно из ваших хобби - дайвинг.
- Да. Это мне нравится, я занимаюсь этим и в Звездном городке и несколько раз в Египет ездил. Очень нравится.
- А без снаряжения пробовали нырять на задержке дыхания?
- Нет! А зачем? Какая цель? Это, наверное, подходит только тем, кто ищет жемчуг. Хотя у нас, конечно, есть норматив, по которому мы должны переныревать 25-метровый бассейн на одном вдохе.
- Что это дает в космосе?
- Ничего не дает. Просто тренировка. Так же как и ничего не дает плавание, бадминтон. Но в комплексе это гарантирует хороший физический тонус и выживание.
- А правда ли, что вода очень хорошо имитирует космическую среду?
- Вода - это единственная возможность смоделировать невесомость на Земле. Мы так и называем: моделируемая невесомость в гидросреде. Другого нет.
- Кстати, те, кто катался на американских горках, знают, что максимальный уровень перегрузки варьируется от 3,5 до 4 единиц. А какой уровень перегрузки при взлете и посадке?
- На выведение порядка 3-4 единиц в течение 9 минут. Целых 526 секунд мы выходим на орбиту. Причем здесь выверена каждая секунда. Если секунду не доработал двигатель, то это возвращение на Землю. А при возвращении перегрузка штатная в районе 4-4,5 единицы. В исключительных ситуациях до 8-9 единиц.
- Это на грани выживания?
- Нет. Ведь во время тренировок мы даем нагрузку 8 единиц в течение 40 секунд. При спуске это длится минуты полторы. Хотя раньше первый отряд космонавтов тренировался с перегрузками до 12 единиц. Это было очень тяжело.
- Правда ли, что человек после возвращения не может свободно перемещаться три недели?
- Нет, конечно! Да, из аппарата после спуска нас вынимают, хотя порой, когда спасатели добирались не сразу, ребята сами "выползали"... Но уже через 5-6 часов, с поддержкой врача можно самостоятельно перемещаться. Через пару суток можно ходить без проблем.
КОСМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД И ГОРОХ
Во время интервью Геннадий Иванович устроил нам настоящую кругосветную экскурсию по историческим местам. Посмотрели, как из космоса смотрятся египетские пирамиды, Суэцкий канал, Мертвое море, озера Южной Америки, Арарат, Мекка, оазисы в пустыне Сахара, тающие ледники Памира, зарождение смерчей и извергающиеся вулканы, кольцевая автодорога Москвы и многое другое.
- Неужели, из космоса все так хорошо видно и так легко все найти?
- Сначала надо найти район, потом "цепляешься" за окраину и постепенно находишь нужный объект. Это не совсем просто. Нас этому учат. Если знать, где искать, то несложно. Красота необыкновенная! Чем природа не художник! Красивее чем наша планета ничего нет.
- Вы когда-нибудь делали выставку своих космических фоторабот?
- Да, сейчас в Краснодаре, ко Дню космонавтики. Кстати, вот! - Падалка с гордостью показывает фотографию молодого цветущего ростка гороха. - Это я вырастил сам! В первый полет я выращивал пшеницу, во второй - горох, а теперь - редис. Это был научный эксперимент. На космической станции растения растут в специальной питательной среде. Ученые пытаются создавать такие замкнутые системы. Чтобы в будущем выращивать растения на закрытых лунных и марсианских базах. Это интересно не только с точки зрения выращивания овощей, но и как способ восстановления атмосферы.
- Не страшно видеть Землю с горошину?
- Да ну что вы? Какая ж там горошина? До Луны, к примеру, от Земли порядка 380 тысяч километров... А мы летаем на расстоянии всего лишь 400 километров. Горизонт Земли виден. Земля очень красивая. Хотя я бы нашу планету назвал Водой, а не Землей. Суши не так-то много. Куда ни глянешь - кругом океан. На фотографиях часто видна тонкая голубая полосочка - это атмосфера, которая спасает все живое на Земле, защищая от жесткого космического излучения. Отсюда философские мысли о незащищенности и хрупкости нашей планеты.
- Говорят, что в космосе очень яркие краски и практически отсутствуют пастельные тона...
- Я не художник, и мне сложно описать. Конечно, это все очень красиво, ярко и динамично. Рассветы и закаты происходят в считанные минуты.
- У Земли есть двойник?
- Есть очень много звезд, подобных Солнцу, у которых есть подобная звездная система. Впрочем, я не астроном.
- Философские мысли о мироустройстве в космосе посещали вас?
- Еще 50 лет назад наш легендарный Юрий Гагарин, символ и легенда, ответил на вопросы об устройстве мира: он трехмерен и безграничен. Вот и вся философия! Ну, конечно, мысли все-таки посещают. Что такое космос? Космос - это черное НИЧТО, безжизненное пространство. Поэтому, когда смотришь на нашу планету, понимаешь, насколько она уязвима и хрупка. Что, собственно, и доказали последние события в Японии. Насколько наша планета не защищена от природных и техногенных катастроф.
- Неужели нельзя было предугадать и предупредить цунами в Японии?
- Ну, значит, мы еще не умеем это делать с достаточной точностью. Последний раз такое мощное землетрясение в Японии было 80 лет назад, в 1926 году. Все ждали этого события, но, увы.
- У космоса есть звук?
- Может быть, и есть. Хотя не знаю. Мы живем на станции при шуме вентиляторов, либо летаем в скафандре. Но, думаю, там безмолвие.
- Не ловили себя на мысли, что, когда много знаешь и была возможность посмотреть со стороны на планету, становится тревожно за судьбу человечества?
- Да. Именно так. Когда видишь вулканические выбросы, последствия землетрясений и пожаров, варварское отношение к природе, становится очень тревожно.
- Вы себя чувствуете героем России?
- Нет. Я обычный человек. Просто у меня работа такая.
- Какие у вас планы?
- Снова готовлюсь к полету в космос.
Елена РЕНЖИНА