Бенгт-Оке Густафссон: "Посоветовал нашим энхаэловцам не брать пример с Овечкина"
Интервью "СЭ" дал главный тренер сборной Швеции, действующего олимпийского чемпиона и одного из главных соперников сборной России по хоккейному турниру Ванкувера.
У ВАЙНХАНДЛЯ ВЫСОКИЕ ШАНСЫ, У УМАРКА – НЕ ОЧЕНЬ
– До отправки олимпийского "списка 23-х" в ИИХФ остается меньше месяца. Как у вас идут дела с определением состава?
– Не буду оригинальным, если скажу, что работа над составом для Ванкувера в эти недели будет моей главной головной болью. Каждый день я начинаю с тщательного просмотра энхаэловских новостей. Смотрю, не получил ли кто-то из наших игроков травму, не страдает ли из-за отсутствия игровой практики и недоверия клубных тренеров. К тому же пора готовиться к московскому этапу Евротура, работа на котором будет серьезно отличаться от трех предыдущих сезонов.
– Почему?
– В неолимпийские сезоны декабрьский турнир большого стратегического значения для сборной не имеет. Если вы помните, то всех лучших шведских игроков, выступающих в Европе, я на него никогда не приглашал. Старался дать своим лидерам предрождественскую передышку (смеется). Сейчас все будет иначе. В моих планах – посмотреть в Москве главные силы команды.
– Но подавляющее большинство олимпийских кандидатов у "Тре Крунур" выступают за океаном.
– Вы правы. Ребятам из Европы в заявке планирую отдать три, максимум пять мест. Но как минимум две пятерки из состава, который выступит на Евротуре, будут до середины февраля претендовать на попадание в Ванкувер. Ведь при новых правилах, разрешающих замену в декабрьском варианте состава до самого старта Олимпиады, кроме 23 хоккеистов основы нужно держать в уме еще как минимум десять фамилий. Вот в Москве и посмотрим, кто из игроков способен заменить энхаэловцев в случае травм. Будем наигрывать как защитников-резервистов, так и нападающих. Кроме того, всерьез раздумываю над тем, чтобы место третьего вратаря в олимпийской команде отдать кому-то из выступающих не в НХЛ ребят.
– На "европейские" места в "Тре Крунур" наверняка претендуют и игроки КХЛ?
– Я знал, что вы меня об этом спросите (смеется). Что ж, я серьезно рассчитываю на Матиаса Вайнхандля. Он блестяще отыграл на Кубке "Карьяла", к тому же от своих разведчиков в России мне постоянно приходится слышать о его подвигах в регулярном чемпионате. Матиас едва ли не главная звезда своей команды – это при том, что его клуб относится к числу сильнейших во всей лиге. Так что шансы Вайнхандля попасть на Олимпиаду довольно высоки. Может быть, приглашу туда и его давнего приятеля Тони Мортенссона. Вот только не знаю, будут ли ребята выходить в одном звене – все-таки за полтора года вместе они выступали только однажды, во время чемпионата мира в Швейцарии.
– Что скажете об олимпийских шансах другого шведа из московского "Динамо" – Линуса Умарка?
– Это более сложный вопрос. Все-таки такой же ровной игрой, как Маттиас, Линус пока похвастаться не может. В прошлом сезоне, когда Умарк блестяще выглядел в матчах элитсерии, у нас в Швеции он считался серьезным кандидатом на поездку в Ванкувер. Сейчас восторженные голоса, скажем так, поутихли. Нужно понимать разницу между Умарком и Вайнхандлем. Маттиас – состоявшийся игрок, мастер, лидер, боец. Линус молод и талантлив, но ему еще предстоит учиться той стабильности, которая есть у более взрослых хоккеистов. Он, скажем так, ближайшее будущее сборной Швеции. Над тем, приглашать его на Олимпиаду или нет, мне предстоит долго думать.
ПОЕЗДКА В АМЕРИКУ ПРОДОЛЖАЛАСЬ ДВЕ НЕДЕЛИ
– Вас вообще устраивают требования ИИХФ определиться с составом из 23 фамилий к концу декабря?
– С одной стороны, перед Олимпиадой в Турине все было еще сложнее – четыре года назад уже в начале января тренерский штаб должен был определиться с окончательным составом. Сейчас мы получили существенную поблажку в виде разрешения делать неограниченное количество замен вплоть до старта Игр. Но в таком положении дел тоже есть свои подводные камни. В первую очередь – из области психологии. Есть риск, что игроки, не попавшие в "список 23-х", начнут вести себя по-другому. Я даже не имею в виду обиды или скандальные отказы, такие случаи достаточно редки. Но когда ты четыре года мечтаешь сыграть на Олимпиаде, приезжаешь по первому зову в сборную, а потом не попадаешь в заявку, наступает серьезное моральное опустошение. Спортсмен может впасть в депрессию, снизить требования к себе, попасть в игровой спад. Использовать свое право на неограниченные замены в составе тренеру в таких условиях очень сложно. Но вообще я, если честно, об этих проблемах стараюсь не думать. Правила есть правила, их нужно соблюдать.
– Фамилии "железных" кандидатов в вашей голове наверняка уже есть.
– Скажу больше: я на 99 процентов уверен в именах трех четвертей игроков команды для Ванкувера, а спорными пока выглядят четыре-пять позиций. Вот только фамилии, извините, пока называть не буду. Все-таки окончательные выводы надо делать по итогам московского этапа Евротура и декабрьского отрезка регулярного чемпионата в НХЛ.
– Как вы поддерживаете контакт со шведскими хоккеистами, выступающими за океаном?
– Буквально на днях вернулся из поездки по Северной Америке. Она длилась две недели и вышла очень плодотворной. Достаточно сказать, что я встречался с тридцатью олимпийскими кандидатами, общался с ними, говорил о перспективах поездки на Игры. А еще смотрел матчи с их участием вживую.
– Какие советы давали своим будущим подопечным?
– Не брать пример с Алекса Овечкина (смеется). Я, конечно, не могу призывать хоккеистов непрофессионально относиться к своим обязанностям, беречь силы и валять дурака на льду. Более того, такие призывы со стороны тренера звучали бы очень непедагогично. А избежать травм могут помочь не мои советы, а фортуна и господь бог. Я имел в виду другое. В олимпийский сезон, выходя на лед, нужно стремиться совершать минимум нелепостей. Овечкин, конечно, волен играть так, как хочет, – отсутствию страха при любых столкновениях с жесткими соперниками можно только отдать честь. Но мне хотелось бы, чтобы лучшие шведские хоккеисты дожили до Олимпиады живыми и невредимыми. А не создавали громких имен неизвестным хоккеистам из фарм-клубов НХЛ, которые зачастую могут добиться славы только одним способом – травмируя признанных звезд.
ФОРСБЕРГ МОЖЕТ ПОПАСТЬ В ВАНКУВЕР
– Одним из главных козырей вашей сборной, выигравшей Игры четыре года назад, была надежная игра вратарей. В какой форме находятся шведские голкиперы сейчас?
– Меня радуют статистика и настроение Хенрика Лундквиста из "Рейнджерс", который, скорее всего, будет нашим первым номером. Многие болельщики и эксперты, я знаю, уверены в одной вещи. В том, что на Олимпиаде Россия и Канада выставят сильнейшие вратарские бригады. Может быть, по сумме мастерства это действительно так. Но на льду три голкипера одновременно в хоккее не играют, поэтому я не вижу, чем ситуация у нашей команды хуже. Хенрик хладнокровен, опытен, постоянно играет в основе клуба НХЛ. Нашим соперникам по Играм мы в этой позиции точно не уступим.
– Как вы оцените шансы Форсберга по-ехать на Олимпиаду?
– В качестве моего ассистента по тренерскому штабу? (Смеется.) У нас в Швеции недавно так в одной из спортивных газет пошутили. На самом деле Фоппа сейчас играет гораздо лучше, чем в ноябре на Кубке "Карьяла". Он набирает очки, делает много передач и в последнее время не жалуется на свое колено. Так что, если Петер сохранит набранный темп, будем всерьез думать над его приглашением в Ванкувер. Человек с таким опытом, мастерством и двумя золотыми олимпийскими медалями там точно не помешает. Да и на выступления по ходу сезона не стоит обращать так много внимания. Вот у вас в России другой суперветеран, Сергей Федоров, тоже не забивает по три гола в каждом матче. И ведь никто не сомневается в его полезности для олимпийской команды. Так что не исключаю, что Форсберга в Ванкувере вы увидите.
– Как вы, главный тренер сборной Швеции, относитесь к перспективам присоединения клубов из вашей страны к русской лиге?
– Не думаю, что это выполнимый проект. Не знаю, на что рассчитывали в АИК, когда заявили о своих намерениях. Мне как-то не верится, что клуб сможет найти финансы для выступлений в КХЛ. А уж проект объединения в общую европейскую лигу и вовсе считаю нереальным. На бумаге все, конечно, выглядит красиво. Но для запуска такого турнира нужны огромные деньги, которыми располагает только Россия. А у Европы – в частности, моей Швеции – таких средств нет.