В целом итогом Олимпиады Селифонов доволен
Старший тренер женской сборной России Александр Селифонов в интервью сайту Союза биатлонистов России подвел итоги Олимпиады, а также объяснил выбор эстафетной четверки, ставшей впоследствии золотой.
– В целом Олимпиадой доволен. Золото и серебро – это хороший результат, хотя мы планировали завоевать на одну медаль больше. Могли, наверное, и лучше выступить. Но нам немного не везло на первых стартах. Подробный анализ будем делать по окончанию сезона – впереди еще три этапа Кубка мира, чемпионат мира в смешанной эстафете, чемпионат России и соревнования на Камчатке.
– Каковы первые версии – где недоработали?
– Некоторые выводы мы уже сделали, но озвучивать их пока не хотелось бы. Возможно, в первых гонках Олимпиады сказалось использование селитры при подготовке трассы. Мы этого никак не ожидали – столкнулись с таким способом впервые. Может, из-за этого девушки не смогли хорошо отработать последний круг.
Физическое состояние спортсменок было хорошее, что подтверждала биохимия. А потом начался психологический пресс. Каждый спортсмен умом понимает, что ему желают только удачи, что его поддерживают, но внутри напряжен, ведь все ждут результата – это не дает расслабиться. Особенно это сказалось на стрельбе на первом огневом рубеже в индивидуальной гонке, когда все спортсменки промахнулись.
Потом уже девушки перегорели, смогли перестроить себя. И мы тоже старались помочь им раскрепоститься. После индивидуальной гонки руководство СБР организовало хорошую встречу, на которой вся сборная могла пообщаться в дружеской обстановке. Думаю, это надо было сделать по приезду сюда – все-таки эта встреча многое изменила, разрядила обстановку. Понятно, что ответственность высокая и желание завоевать медаль огромное. Но иногда надо уметь переключаться.
После победы Жени Устюгова у девчонок был эмоциональный подъем, и серебряная медаль Ольги Зайцевой – большое достижение. На эстафету девушки вышли спокойные, уверенные в своих силах. Света Слепцова отлично выглядела на первом этапе, чисто отстреляла, и все остальные были хорошо настроены, сработали на результат. Долгожданная победа была достигнута, и настроение стало совсем другим!
– После таких рассказов кажется очевидным, что команде нужен психолог.
– Может, нужен человек, который помог бы снять напряжение. Но пока мы с таким не сталкивались. Вот у Бьорндалена есть психолог, но он ведь тоже не смог справиться с волнением. И если приглашать психологов, то лишь тех, кто знает спорт изнутри. Но я думаю, что атмосферу должен создать коллектив, который окружает спортсменов.
– Как выбирали состав на эстафетную гонку?
– Решали тренерским коллективом, смотрели на состояние спортсменок на данный момент. Конечно, у нас были вопросы по Ане Булыгиной, но после неудачной гонки в масс-старте у нее получился срыв. Хотя Аня в начале соревнований была очень близка к завоеванию медалей: четвертое место в спринте, хорошая гонка преследования.
– Трудно далось решение?
– Нелегко. Исходя из накопленного годами опыта и учитывая сложившиеся обстоятельства, мы выбрали именно эту четверку – для кого-то, возможно, неожиданную, но в итоге наше решение оказалось верным.
– Почему, на ваш взгляд, так хорошо выступили на Олимпиаде наши бывшие соотечественницы – Анастасия Кузьмина и Елена Хрусталева, которые не показывали серьезных результатов по ходу сезона?
– В биатлоне нет явного лидера. Такой уж это вид спорта. Есть группа – 10-15 спортсменок, и каждая из них может выиграть. Да, Магдалена Нойнер, когда она в своей лучшей форме, выделяется, но она очень нестабильна. На эстафету тренеры просто побоялись ее ставить – вспомните, как она завалила ее в Рупольдинге. Кроме того, в биатлоне очень многое зависит от стрельбы. А ее качество нельзя заранее гарантировать – на точность могут повлиять ветер, снег, дождь, туман и прочие погодные неприятности. Честь и хвала девушкам, что они справились со стрельбой и смогли так достойно выступить. Настя в день спринта была в хорошем состоянии: имела промах, но пробежала очень мощно и поэтому победила. Ну и потом они более раскрепощены, от них ничего не ждут. Когда спортсмена все время спрашивают, выиграет ли он завтра, он очень сильно напрягается. Еще одна причина удачного выступления Кузьминой и Хрусталевой в том, что у них в сборных нет такой конкуренции, как у нас. Они знают, что они первые номера в своих командах: им не нужно отбираться и выжимать из себя максимум на этапах Кубка мира.
– Что вас удивило на Олимпиаде в спортивном плане? Успехи французской команды? Неудачи немецкой сборной?
– Не скажу, что немки слабо готовы. Нойнер выступила прекрасно. Хаусвальд тоже завоевала личную медаль. В эстафете они не провалились, а бежали, боролись и заняли третье место. Француженки – да, в хорошей форме. А вот шведки не показали результата. Это, конечно, было прогнозируемо, когда они начали на первых этапах Кубка мира все подряд выигрывать. Но то, что они выступят так слабо – это большая неожиданность.