Еще один инцидент на Олимпиаде: МОК допустил до турнира по боксу спортсменок, отстраненных за повышенный тестостерон
Очередной скандал намечается на Олимпиаде в Париже — на этот раз в боксе. В ближайшие дни на ринг в женской части турнира выйдут Иман Хелиф из Алжира и Линь Юйтин из Тайваня.
Первая должна в четверг сразиться в полусреднем весе с итальянкой Анджелой Карини. Вторая боксирует в полулегком весе и выйдет на ринг в пятницу, 2 августа.
Как заявило руководство МОК, обе девушки соответствуют критериям отбора. Такие выводы чиновники сделали, несмотря на то что в 2023 году Хелиф и Юйтин были отстранены IBA от участия в чемпионате мира, поскольку после серии ДНК-тестов выяснилось, что у них повышенный уровень тестостерона.
«По результатам генетических тестов доказано, что они имеют ХY-хромосомы. Впоследствии их исключили из состязаний. IBA выступает за открытый и честный спорт», — объяснил решение об отстранении спортсменок год назад гглава организации Умар Кремлев.
Олимпийский комитет Алжира тогда нанес ассоциации ответный удар, заявив, что дисквалификация — часть «заговора» с целью лишить страну золота, а высокий тестостерон объяснил медицинскими причинами. На решение IBA это не повлияло, но, похоже, подействовало на чиновников МОК.
На фоне конфронтации с ассоциацией, которой руководит Кремлев (организацию лишили права проведения олимпийского отбора, и теперь судьба бокса на следующих Играх в Лос-Анджелесе оказалась под вопросом. — Прим. Е.З.), в Международном олимпийском комитете, по всей видимости, готовы отменить все решения, принятые IBA.
В итоге не исключено, что после выхода на ринг Иман Хелиф и Линь Юйтин главе МОК Томасу Баху, вероятно, вновь придется извиняться. Как заявил британский боксер Барри Макгиган, это «шокирующая» ситуация, которая может привести к гибели женского спорта.
Активно оберегать его начали после того, как на Играх стало возможным выступление трансгендеров: в 2016 году им разрешили соревноваться даже без операции по смене пола — при условии принудительного ограничения уровня тестостерона, который превышал количество этого гормона у обычной женщины. Решение сомнительное, поскольку, по словам врачей, мужчина даже после операции и приема препаратов имеет преимущество перед женщиной. Особенно если хирургическое вмешательство произошло в зрелом возрасте, когда скелет и мышцы человека уже сформировались.
Первый трансгендер на Олимпиаде появился в Токио и выступил неудачно: 43-летний экс-мужчина Лорел Хаббард в весовой категории до 87 килограммов остался без наград. Поэтому ее/его участие в Играх вызвало общественный резонанс у феминистского движения. Но не такой, как появление впоследствии в США пловчихи Лии Томас. Будучи мужчиной, она не показывала высоких результатов, а попав в бассейн с женщинами, стала обыгрывать призеров соревнований в столице Японии.
Как результат, МОК самоустранился от проблемы, отдав все на откуп международным федерациям: теперь они сами должны решать, допускать ли трансгендеров до соревнований. В итоге Томас путь на Игры в Париже преградила World Aquatics, запретив сменившим пол мужчинам выступать с женщинами и пообещав придумать для них отдельный турнир. То же самое сделали и в ряде других видов спорта, в частности в боксе.
Повышенный уровень тестостерона у женщин — история немного иная. Тем не менее, он также дает преимущество спортсменкам. Хотя легкоатлетка Кастер Семеня с этим не согласна. Она до сих пор судится с World Atletics, пытаясь доказать, что не является мужчиной и не должна принимать никакие препараты, снижающие количество гормона в организме.