Александр Уваров: "Олимпиада - это шанс для Васильева и Корнилова"
Гостем "СЭ" на старте олимпийского сезона стал президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России.
– Какой результат для сборной России на Олимпийских играх в Сочи можно будет признать хорошим?
– Спортсмены нашей страны в первый и последний раз завоевывали олимпийскую награду в прыжках с трамплина в 1968 году. В Турине-2006 Дмитрий Васильев был 10-м на малом и 17-м – на большом трамплинах. В Ванкувере он не выступал из-за травмы, а лучший из россиян – Денис Корнилов – показал соответственно 26-й и 35-й результаты. В Сочи в прыжках с трамплина мы рассчитываем на попадание одного спортсмена в шестерку и одного – в десятку. А в шестерке, как известно, есть не только шестое, но и более высокие места.
Свои надежды возлагаем на Васильева – по длине его прыжок один из лучших в мире. Но у Дмитрия есть одна проблема, связанная с техникой прыжка и прежде всего – техникой приземления. Над этим компонентом сейчас много работают и спортсмен, и тренеры. Если Васильев сумеет с этой задачей справиться, а судьи будут благосклонны, то он имеет все основания для того, чтобы показать достойный результат. Это тот шанс, который Дмитрий должен использовать. И сам он это отлично понимает, что продемонстрировал на этапах серии "Гран-при". Конечно, придется сдвинуть и пик формы Васильева – обычно он приходится на "Турне четырех трамплинов", а нам нужно на месяц позже.
Не забудем и о Денисе Корнилове – техничном спортсмене, который любит большие трамплины и вполне может себя проявить. Хорошую динамику роста результатов демонстрирует земляк Васильева Ильмир Хазетдинов. В командных соревнованиях перед нашей сборной стоит задача попасть в шестерку сильнейших. Она непростая, но мы рассчитываем, что сумеем ее выполнить.
– А что можете сказать о женщинах, которые дебютируют в программе Олимпийских игр?
– К сожалению, мы стали развивать этот вид с опозданием. Ирина Аввакумова в этом году была победительницей Континентального кубка в общем зачете, а в летней серии "Гран-при" заняла шестое место. Рассчитываем, что этот результат она способна подтвердить и на Олимпиаде. Ну а там, как "карта ляжет". Рад, что конкуренция в российской сборной в женских прыжках нарастает. Сейчас только шесть спортсменок у нас находятся в том возрасте, который допускает участие в Кубке мира. Остальные слишком молоды. Это, конечно, трудность, но и большая радость. В сборной и на подступах к ней – сразу несколько спортсменок 1998 года рождения.
– Есть ли хоть какие-то шансы у наших двоеборцев?
– В двоеборье последняя наша медаль датирована 1998 годом. В Турине Сергей Масленников был 10-м, а в Ванкувере – 42-м. В Сочи российские спортсмены претендуют на две индивидуальные квоты. Что касается командных соревнований, то двоеборцы берут на себя обязательство попасть в восьмерку. Выполнение этой задачи возможно.
– Как обстоит дело с получением олимпийских лицензий?
– Россия как страна-хозяйка имеет квоты на участие в командных турнирах и может выставлять по одному спортсмену в индивидуальных соревнованиях. Но если мы будем представлены только благотворительной квотой, это будет унизительно. О двоеборье я уже сказал, а в прыжках у мужчин стоит задача завоевать полную квоту – 4+1. И задача эта для нас посильна. Что касается женщин, то, если у нас будет три индивидуальные квоты – мы признаем это отличным результатом, если две – хорошим. Дополнительной возможностью завоевать большее представительство на Олимпийских играх является то, что один из решающих отборочных стартов в Кубке мира в женских прыжках и двоеборье пройдет в начале января в Чайковском. Надеюсь, что наши спортсмены при поддержке российских зрителей смогут показать высокие результаты.
У НАС ХВАТАЕТ СВОИХ ТАЛАНТОВ
– Сегодня штабы сборных России в прыжках и двоеборье укомплектованы в основном отечественными специалистами. Почему мы отказались от услуг иностранцев?
– Во-первых, существуют проблемы коммуникационного характера из-за незнания языка. А переводчики не способны в сложных технических видах обеспечить на требуемом уровне диалог между тренером и спортсменом. Во-вторых, проблема ментальности. Я в данном случае никого не критикую, просто все люди разные. В-третьих, существует различие школ и подходов. Иностранные тренеры отбирают в сборных бриллианты по размеру, а мы занимаемся огранкой множества алмазов, которых, к счастью, в нашей стране хватает. Трудность состоит в том, что нам приходится переучивать спортсмена на каждом этапе его спортивного взросления – из-за отсутствия соответствующей базы в спортшколах. Потому что в детских спортивных школах его не учат тому, чему должны.
У иностранцев другое отношение к профессиональному спорту. Они не водят спортсменов за ручку. Человек приехал к тренеру, позанимался – и уехал тренироваться индивидуально. А у нас, бывало, отпустишь иного спортсмена на месяц – и сразу возникают трудности и проблемы. Кроме того, иностранные специалисты с удовольствием готовы работать у себя, а приезжать в Россию хотят далеко не всегда и желательно ненадолго.
– Почему вы решили не привлекать, как другие федерации, в сборную иностранных спортсменов?
– Причин несколько. Одна из них – технического характера. У нас произошла смена руководства в федерации и сборных, и мы по сути дела год потеряли. Процесс натурализации спортсмена надо заканчивать не позднее, чем за два года до Олимпиады. К тому же когда мы начали искать, кого бы позвать, то не обнаружили отклика. Например, у четырехкратного олимпийского чемпиона Симона Аммана жена из Карелии, но ему и в сборной Швейцарии хорошо. Да у нас и своих талантов хватает. Думаю, что и к Олимпиаде в Корее появление спортсменов из-за рубежа в сборной России тоже было бы неправильным. К 2018 году мы должны иметь своих высококлассных атлетов.
– Двоеборье – единственный вид спорта в программах как летних, так и зимних Олимпийских игр, в который еще не включены соревнования среди женщин. Каковы перспективы у женского двоеборья?
– Убежден, что через два олимпийских цикла, если не через один, женское двоеборье в программе Игр появится. Ведущие страны к этому уже готовы. Да и мы начинаем готовиться. Недавно провели первые соревнования – женское двоеборье включено в программу спартакиады учащихся. Отобрали 86 девушек, которые могут продолжать заниматься этим видом.
В СОЧИ НУЖНА ШКОЛА ДЛЯ ПРЫГУНОВ
– Много разговоров было о трамплинном комплексе в Сочи. Есть ясность относительно его постолимпийского использования и надежности?
– Либо я совсем не сведущий человек, либо все разговоры, которые касаются качества строительства трамплинов, не имеют реального отношения к предмету. Комплекс в Сочи построен с очень серьезным запасом прочности. Никаких рисков здесь мы не видим. Это будет один из красивейших трамплинных комплексов – с современными техническими характеристиками.
У некоторых спортсменов есть вопросы, касающиеся 90-метрового трамплина. Говорят, что он немного крутоват. Но надо исходить из того, что олимпийские спортивные сооружения никогда не были упрощенными. Здесь уже прошли шесть тестовых мероприятий, и я не слышал ни одного замечания к спортивной составляющей или спортивной инфраструктуре. В ноябре комплекс будет сдан в эксплуатацию, и его начнут готовить к Олимпиаде. Смысл этой подготовки состоит в том, чтобы перевести трамплин из летнего варианта в зимний. Это непростые работы, а одна из самых сложных задач заключается в том, чтобы удержать снег на трамплине. Честно говоря, никаких сомнений, что мы проведем в Сочи не просто хорошие, а лучшие соревнования – у меня нет.
– В заявочной книге "Сочи-2014" в Красной Поляне предусматривались также трамплины К-20, К-40 и К-70…
– От их строительства рядом с соревновательными трамплинами отказались и, на мой взгляд, сделали правильно. Плохо будет, только если совсем откажутся от строительства. Этот вопрос должен рассматриваться в комплексе с детской спортивной школой, которая должна располагаться в жилом массиве. А олимпийские трамплины находятся в 60 километрах от него. Думаю, надо сделать так, чтобы детская школа и детские тренировочные трамплины располагались в пригороде Сочи или где-то неподалеку от Красной Поляны. Что касается трамплинов К-95 и К-125, то этот комплекс может стать международным летним тренировочно-соревновательным центром. 10 месяцев в году его можно использовать с искусственным покрытием. Без снега, который в Сочи на вес золота.