Себастьян Крос: "Одна медаль - хорошо. Но мы хотим большего"
Интервью спецкору "СЭ" дал главный тренер сборной России
Владас ЛАСИЦКАС
из Олимпийского парка
– Пока я ждал вашего выхода с арены, мимо меня практически вся наша сборная проехала на велосипедах. Вы не переживаете, что они выбрали именно такой вид транспорта для передвижения по Олимпийскому парку?
– Абсолютно нет. Просто ребята очень часто так делают на различных соревнованиях. Поэтому, можно сказать, что я уже привык.
– А вы определились, где представители шорт-трека будут смотреть церемонию открытия Игр – на стадионе или в своих номерах в олимпийской деревне?
– Мы еще не до конца знаем, как происходит процесс отбора тех, кто пойдет на стадион. Когда поймем, то обсудим все это со спортсменами и примем окончательное решение. Если увидим, что погодные условия, продолжительность самой церемонии и так далее, позволяют это сделать, то ребята смогут сами решить – идти им или нет. Но если станет понятно, что все это отнимет у них слишком много сил, то мы все решим за команду.
– Конькобежец Иван Скобрев пошутил, что знаменосцем сборной России в Сочи может стать Виктор Ан. Как вы сами к этому относитесь?
– А почему бы и нет (смеется)? Но Витя уже в понедельник выйдет на старт олимпийских соревнований на дистанции 1500 м, поэтому вряд ли он пойдет на церемонию открытия.
– Ан – лидер нашей нынешней сборной и уже становился олимпийским чемпионом. Но вы чувствуете, что сейчас Виктор ощущает какое-то дополнительное давление?
– Конечно, оно есть. Но Виктор уже привык к этому. К тому же для Ана это будет третья Олимпиада и как вы уже сказали, он знает, как нужно побеждать на Играх. Виктор очень хочет выиграть медаль в Сочи. И я это прекрасно знаю. Но он умеет держать баланс и знает, как поддавливать на себя так, чтобы все это было не во вред.
– А все ли спортсмены нашей сборной настолько же хорошо готовы чисто в психологическом плане, как и Ан?
– В таких вещах очень важно, как ведет себя окружение спортсменов. Поэтому если мы не будем демонстрировать излишнюю нервозность, и не станем напоминать о дополнительном давлении, то все должно быть хорошо. Понятно, что Олимпиада – это более крупное соревнование, чем любое другое, но в целом наша ежедневная рутина абсолютно идентична остальным стартам.
– Многие тренеры запрещают своим подопечным общение с прессой накануне Олимпиады. Как у вас обстоят дела с этим вопросом?
– У нас есть всего одно правило: общение с прессой – это на усмотрение спортсменов. Каких-то обязательных интервью в сборной нет. Хотя, одно все же есть – надо прийти на официальную пресс-конференцию после завоевания медали (смеется). Да, наши ребята не особо привыкли к вниманию прессы, но то, что мы сейчас принимаем участие в Олимпиаде, не означает, что мы во чтобы то ни стало, должны общаться со СМИ.
– Розыгрыш Кубка мира завершился уже пару месяцев назад и с тех пор у представителей шорт-трека, по сути, был лишь один официальный старт – чемпионат Европы. Это пошло в плюс или в минус команде?
– Во всей этой истории есть, как плюсы, так и минусы. С одной стороны мы могли спокойно готовиться к Играм. Но с другой, немного растеряли соревновательный дух. А это всегда очень важно. Во многом из-за этого мы и решили поехать на январский чемпионат Европы олимпийским составом. Нам важно было закрепить те результаты, которые показывались по ходу нынешнего сезона. Все-таки некоторым нашим ребятам еще не до конца хватает опыта выступлений в финалах. Причем все это важно было и для Виктора Ана. Все-таки из-за травмы у него был достаточно большой перерыв в карьере. Так что, чем больше стартов он бы провел, тем комфортней ощущал бы себя здесь.
– То есть вы бы не отказались еще от пары официальных соревнований перед Олимпиадой?
– Очень сложно рассуждать на эту тему. Конечно, всегда хочется большего, но говорить о том, как бы изменилась ситуация, сейчас реально тяжело. Наверное, все же разница была бы небольшой. Почему? Потому что формат проведения стартов на Олимпиаде отличается от того, к чему мы привыкли во время Кубка мира. Обычно мы полностью "отстреливаемся" за три дня, а сейчас у нас будет трехдневная пауза между соревнованиями. Так что получить подобный опыт можно только на Играх. В этом и есть большая разница между Олимпиадой и иными стартами.
– В последнее время больше внимания уделяется успехам мужской сборной. Может быть, это даже и хорошо для наших девушек – той же Татьяны Бородулиной и Софьи Просвирновой, что на них сейчас не смотрят как на фаворитов?
– Наверное, и, правда, даже лучше, что наши девочки начинают турнир с позиции аутсайдеров. Если посмотреть на результаты последних двух лет, то медалей в Кубке мира у них не было. Так что в плане психологии все просто – вроде бы от них ничего не ждут. А это всегда раскрепощает.
– Президент Союза конькобежцев России Алексей Кравцов назвал Софью Просвирнову нашим Виктором Аном в юбке. Вы согласны с этим?
– Конечно же, ей еще надо много работать и прогрессировать, но в целом я с Кравцовым согласен. У Сони есть талант, и она через пару лет может добраться до больших высот. Но не забывайте, что ей только 16 лет и этой спортсменке необходимо сделать еще несколько шагов вперед.
– Вы как-то сказали, что одна медаль на Олимпиаде в Сочи вас устроит. Неужели это правда?
– Да. Когда мы начинали нашу работу, то именно такую цель перед собой и ставили. Повторюсь, медали на Кубке мира отличаются от олимпийских наград. Понятно, что в Сочи нам хочется большего и у нас есть определенный потенциал, чтоб этого достичь. Мне кажется, что первая дистанция – мужская "полуторка", в определенной степени станет определяющей. Если нам удастся уже там проявить себя, то все может пойти достаточно неплохо.
– Вам, как тренеру интересно продолжать работу со сборной России после Игр в Сочи? Или все будет зависеть от результата, показанного на Олимпиаде?
– Результат в первую очередь важен для СКР (улыбается). А отталкиваюсь от иных вещей. Мне кажется, что мы уже проделали хорошую работу и прогресс заметен. Поэтому я заинтересован в том, чтобы остаться и закончить то, что было начато пару лет назад.