Сочи-2014

21 февраля 2014, 19:57

Пуленепробиваемый хоккей

Юрий Голышак
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

СОЧИ-2014. 1/2 финала

В полуфинале олипийского хоккейного турнира в в Сочи Швеция победила Финляндию.

ШВЕЦИЯ – ФИНЛЯНДИЯ – 2:1 (0:0, 2:1, 0:0)

Голы: Йокинен – 2 (Ватанен), 26:17 – 0:1. Л.Эрикссон – 2 (Д.Эрикссон, Бэкстрем), 31:39 – 1:1. Карлссон – 4 (бол., Стин, Седин), 36:26 – 2:1.

Вратари: Лундквист – Лехтонен (59:16).

Штраф: 10 – 4.

Броски: 25 (13+9+3) – 26 (10+8+8).

Судьи: Оленин (Россия), Пил (США).

21 февраля. Сочи. Ледовый дворец "Большой". 9476 зрителей (12 000).

Юрий ГОЛЫШАК
из Сочи

ЗАПИСЫВАЙ МЕЧТЫ, РАСКРАШИВАЙ ЖИЗНЬ

На одной из стен сочинского аэропорта то ли встречает, то ли провожает вас улыбающийся Павел Дацюк. И подпись – "Мы вместе".

Э, нет, смекнул я. Ничего-то мы не вместе. Павел улизнул и от корреспондентов, желающих проводить сборную, и от президента ФХР Владислава Третьяка. От финнов бы он так уходил. Впрочем, выложился Дацюк на этой Олимпиаде полностью. Грех укорять. Отыскался он день спустя в Екатеринбурге…

И Женя Малкин ускользнул ото всех на свете. Внезапно обнаружившись в толпе игроков КХЛ. Осталось всем нам в Сочи недоумение – почему два гения, Овечкин с Малкиным, так и не заговорили на одном хоккейном языке. Да слухи, будто непонимание высокое, духовное выплеснулось в выяснение отношений весьма простецкое. Впрочем, я не верю.

Улетел Малкин, оставив доживающим в Сочи Олимпиаду плакат во всю стену большого дома: "Записывай мечты, раскрашивай жизнь". И собственный портрет – как записывающего и раскрашивающего.

Кто-то призыву следует. Овечкин, например, мечты записывает – и все о них узнают через Facebook: "Прекратите давать мне вопросы о зимней Олимпиаде в Сочи. Никогда больше не хочу слышать об этом! Спасибо за ваше понимание!" Орфография и пунктуация сохранены.

Кто-то прислушался и перестал "давать вопросы". Кто-то откликнулся едким комментарием.

Мне же интереснее другое. Я знаю, где Дацюк. Догадываюсь, где Малкин с Овечкиным. Где и с кем Варламов. Но где Свитов? Не время ли приезжать в программу "Жди меня", сидеть в студии с фотографическим портретом Александра – роняя слезы? И ждать от доброго моего знакомого Михаила Ефремова: "Это было непросто. Но мы нашли его!"

Кто-то с олимпийской темы переходит в смежные. Как Третьяк – сверкавший очами в том же аэропорту. Говорил, что заполонили наш хоккей третьесортные иностранцы. Потому и места такие занимаем на Олимпиаде. А нужен лимит.

– Легче купить недорого и опытного финна, чем выращивать своего молодого. А куда молодых девать? И уезжают по 200 человек каждый год – кто в Белоруссию, кто в Америку…

– Какой конкретно лимит? – перевел я разговор в русло вполне конкретное.

Третьяк задумался – но ненадолго:

– Я за три – но хороших! Был же у нас Ягр, еще два-три таких же. Но остальные-то – средние!

Говорить так говорить, решил я. Вспомнил недавнюю беседу с первым человеком питерского СКА Геннадием Тимченко как раз об этом. Говорил он о том, что лимиты не нужны вообще. И тогда российский хоккей станет интереснее. Уйдет от искусственных зарплат для россиян. А рядом с финнами и наши, глядишь, вырастут.

– Почему Тимченко против лимита? – прямо спросил я.

– Это его мнение. Не хочу сейчас комментировать, – чуть смутился Третьяк. – Но отменим лимит – вообще будем занимать 11-е места на Олимпиаде. Одни иностранцы будут играть. Из кого сборную формировать? Посмотрите, Германия вообще не попала в Сочи. Сильнейшие к нам все равно не придут. Они все в НХЛ отправляются.

СТРАННАЯ ЗИМА

…В Сочи зацвели деревья странными желтыми цветами. Какая странная зима.

К концу второй недели Олимпиады сломался и я. Начал читать одной даме стихи. Те самые, которые помнила наизусть фигуристка Марина Анисина, – этими стихами смущал ее Никита Джигурда. И добился-таки своего – о чем рассказал вам последний "Разговор по пятницам".

Попытался и я. Хватило меня на две строки:

"Мне не главное завлечь тебя в постель,
Я хочу сознание твое
Завертеть, как божью карусель…"

Дама, болезненно зардевшись, кинулась прочь. А я ведь не дошел до главного.

Хоккей в Сочи закончился, часть корреспондентов освободилась. Но осталась в Сочи – не желая травмировать жен неожиданным приездом. Мало ли.

Кто-то отправился смотреть старообрядческое кладбище прямо возле олимпийского факела. Но кладбище обнесли забором и засадили елями. Под каждой сидит ответственный – чтоб граждане иностранцы не засняли что в прыжке. Не знаешь, что за елками – в жизни не догадаешься. Оно и к лучшему.

Раз не сложилось с кладбищем, кто-то нанимает "бомбилу" и едет прямиком в Абхазию. А что, здесь рядом. Прямо за горой. Кто-то осваивает "Ласточку" и едет в Сочи, смотреть Зимний театр. Он прекрасен, говорят.

Коллега Сергей Киврин, великий фотограф, для понимания того, что есть Олимпиада, предложил посмотреть древний документальный фильм "Ловцы мгновений" с собственным участием. Рассказывает в нем, как теряет за Олимпиаду при своей волейбольной худобе по 12 килограммов. Как падал в обморок в олимпийской Барселоне. А охраннику, предложившему идти в обход, просто повесил на плечо свою 30-килограммовую сумку с аппаратурой. Тот согнулся – и больше вопросов не имел…

У меня свои примеры – что такое Олимпиада. Не менее живописные. Про обмороки могу наговорить на уровне Киврина.

Наш Екатерининский квартал и прежде был не самым сонным местом побережья – а нынче и вовсе спать перестал. Взрываясь криками посреди ночи – значит, наши взяли еще медаль.

Кто-то не в силах выспаться ночью, и отлеживается днем на диванчике возле офиса "СЭ". Преобладают среди дремлющих граждане восточного типа.

Больше всего я боялся, чтоб "Большой" на полуфинале Олимпиады не остался пустым. Чтоб не рассудили наши соотечественники, как великий биатлонист Александр Тихонов:

– Все, закончен для меня здесь хоккей. Даже не зовите.

Тем более, что билеты на никчемный матч наших с норвежцами стоил денег, которые и называть-то неловко. Думаю, олимпийский полуфинал был оценен приблизительно так же.

За 20 минут до матча казалось, так оно и будет. Не придут. Подтягивались люди в форме сборной России и фамилией "Хетанен" на спине. Появился Вилле Хаапасало, сказавший о матче Финляндия – Россия лучше всех: "Финны играли как всегда играют. А ваши зачем-то прогнулись под эту игру…" Пришел Борис Майоров, за которым финские телевизионщики на этой Олимпиаде ходят целыми бригадами. Вспоминая "Йокерит" и молодого Яри Курри, которого вытащил в люди именно Борис Александрович. Оправившийся от простуды Майоров теперь никому не отказывает. Спрашивайте – отвечаем.

ПРОВОДИТЕ СТАРИКА

Матч с Россией должен был стать прощальным для 43-летнего Селянне. О чем Теему добродушно сообщил в микст-зоне. Удивляясь – как же так вышло-то?

Изможденный Селянне похож на Кащея. Исходит ручьями пота уже в коридоре, не дойдя до льда. А наши даже проводить старика не сумели.

Удивлялся и Эркка Вестерлунд, прищуриваясь на шведскую первую пятерку. Которая с первой же секунды заиграла так уверенно, что представить в матче с этими желтыми наших было непросто. Как-то не представлялось.

Но у финнов работа над ошибками произведена была серьезная. Команда Вестерлунда совсем не похожа была на тех финнов, которые веселились в группе. Пропуская от Австрии четыре шайбы.

"Большой" худо-бедно заполнился. Болельщики увидели, как Кронвалл почти забил. Но Лехтонену, отчего-то сменившему в финских воротах Раска, и выручать не пришлось. Финны как в матче с Россией принимали шайбу на себя, так и здесь продолжили. Просматривалась в этом какая-то система.

У финнов та же чехарда с вратарями, что была у нас. Играет то один, то другой. Знают ли, какими словами характеризовал еще вчера Раска Третьяк?

Впрочем, тут же выяснилось – Раск простудился. Что-то себе подморозил в игре с Россией. Бросали нечасто.

Я болел за Комарова, который убежал с центра площадки один на один. Бежал хорошо, бросал – так себе. Видел я броски интереснее. Шайба отскочила от ловушки голкипера – кто-то из шведов словно теннисной ракеткой вынес ее от ворот подальше. Болел я за судью Оленина – чтоб не начудил в олимпийском полуфинале.

К середине периода от хоккея, похожего на тиски, взгрустнулось. Я повернулся к соседней трибуне. Прежде здесь сидели Андрей Малахов, Иван Ургант и Денис Мацуев. Но теперь собралась публика попроще. Ни одного знакомого лица.

Зато явился в ложу прессы странный человек с отверткой. Которой и принялся тыкать в розетки. Казалось, это была русская рулетка. Стало чуть веселее. Да разогнал тоску кто-то из шведов. Запустил шайбой в лавку, едва не перекалечив полкоманды своих же. Секунду спустя чуть подтолкнул Кронвалл Селянне – а тому многого не надо, он от ветра клонится. Будто за пенсией побрел в гололед. Будь я Олениным – падения Селянне игнорировал бы. Но шведы на этой Олимпиаде так крепки, что и втроем справляются легко. До Лундквиста шайба не долетала.

В одном нельзя было ошибиться: где самое рубилово, где шведам не больно, но обидно – там в самом центре Комаров. Самый обаятельный провокатор на свете.

– Мы победим за счет команды, – сообщал в перерыве с большого экрана тот же Хаапасало, успевавший всюду.

Представили его на весь дворец как болельщика сборной Швеции – Вилле едва на пол не сел от хохота:

– А давайте, все вместе будем кричать Суоми, Суоми?! Начинаем! Суоми!

"Большой" завелся. Крикнул, раз попросили. Шведы в раздевалке, думаю, переглянулись.

Финны казались командой интереснее. У них хоть какая-то изюминка, у шведов же – тупая мощь. Ломят так, что борта трещат. Большинство разыгрывали, настолько упиваясь процессом, что даже не бросали. Это лишнее, это вызов обществу. На финнов в финале лично мне смотреть было бы интереснее. Есть шанс увидеть хоккей, который не выбросишь из памяти через минуту после сирены.

Шайба в шведских воротах побывала такая, что игру эту отражала лучше всего. Еле успел Йоккинен за пасом, уходить за ворота не стал. Бросил с нулевого угла. Как она проскользнула под голкипером?

Не знаю, что судья высматривал пару минут в мониторе. Всему дворцу достаточно было одного показа. Вот линия, вот сетка. А вот – гол.

По всему выходило, у Селянне срывался очередной прощальный матч. Пожалел ветерана человек по фамилии Эрикссон, загнавший шайбу в пустой угол. Впрочем, Селянне такому милосердию рад не был. Смотрел на автора гола с укоризной. Будто шепча про себя: "Иметь в Швеции фамилию Эрикссон – все равно что не иметь никакой".

"Не нравится вам Эрикссон – получите от Карлссона", – ответили шведы. Тот вколотил шайбу издали в те самые ворота, которые еще недавно поражал Ковальчук.

КАК ФОКС ПО "АСТОРИИ"

Что-то у финнов в игре треснуло. Вестерлунд прошелся вдоль борта, как Фокс по "Астории". Зло щурился. Поправлял прическу. И точно так же догадывался о чем-то нехорошем.

В начале третьего периода трибуны завелись на полминуты: "Рос-си-я, Рос-си-я!" – и Вестерлунду стало чуть лучше. Но ненадолго: шведы как давили, так и продолжили. Пропустить такая команда могла только случайно. Еще и Аалтонен в довершение бед ушел в раздевалку. Что-то сломав или растянув в хрупком организме. Лундквист пропускать не собирался – и Лео Комаров попытался физически устранить такое препятствие. Но ни счастья, ни голов финнам это не принесло.

Огромное уважение шведам за такой пуленепробиваемый хоккей. Каждому из Эрикссонов и Карлссонов. Не представляю, как эту команду можно обыграть. Но болеть за нее в финале выше моих сил.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости