Будет ли свой Плющенко в Рио-2016?
ЕСТЬ ТЕМА
Олимпийский отбор России: важные нюансы
При распределении путевок на летние Игры-2016 в России возможно повторение случившегося накануне Сочи-2014 скандала с участием Максима Ковтуна и Евгения Плющенко
Олег ШАМОНАЕВ
Международные федерации по летним олимпийским видам спорта практически завершили публикацию правил квалификации на Игры-2016. В некоторых дисциплинах набор рейтинговых очков начинается уже нынешним летом, поэтому борьба претендентов на путевки в Рио-де-Жанейро, можно сказать, уже началась. Но вестись она будет не только на аренах, в залах и на трассах. Ведь в российском спорте по сложившейся традиции решающее значение в данном вопросе зачастую имеют не результаты, а мнение тренеров и функционеров.
Формирование национальной команды по решению тренерского штаба или просто-напросто по воле главного тренера – одна из особенностей нашего спорта по сравнению с западным. В Америке при распределении квот на топовые соревнования в основном принято опираться на объективный принцип – место, занятое спортсменом на отборочном старте, как правило, чемпионате страны (разумеется, в данном случае речь идет только об индивидуальных видах спорта). Публичность и прозрачность такой системы позволяет избежать скандалов подобных тому, что случился в российском фигурном катании при выборе между Евгением Плющенко и Максимом Ковтуном накануне Сочи-2014.
У сторонников нашей отборочной системы свои аргументы. Главный из них – ручное управление при формировании сборной позволяет исключить фактор случайности. Например, объективно сильнейший спортсмен теоретически может проиграть квалификационные старты из-за какой-нибудь глупости, что не помешает ему потом успешно выступить на международной арене. Кроме того, при таком подходе лидеры сборной могут спокойно набирать форму к главному старту сезона, не ломая свою подготовку ради национального отбора, где им придется конкурировать с соперниками заведомо ниже себя классом.
С точки зрения борьбы за медали Олимпиад, чемпионатов мира и Европы, которые сейчас считаются у нас чуть ли не единственным мерилом успешности вида спорта, сложно возражать против "субъективного" или комбинированного (когда часть сборной формируется на основании соответствующих результатов, а часть – по решению тренера) отбора. Тем не менее и здесь есть свои нюансы.
Во-первых, слишком много нитей сходится в руках одного человека – главного тренера, который фактически в одиночку определяет судьбу спортсменов. Это создает благоприятную почву для коррупции и подковерных игр. Хорошо, если главный тренер способен противостоять давлению и не склонен заводить себе любимчиков. А если нет?
Во-вторых, что бы там ни говорили про важность медалей, в спорте важен не только результат, но и процесс. Без качественных внутренних соревнований победы на международном уровне рано или поздно закончатся. Ведь в подобном случае наступит момент, когда тренерам просто не из кого будет выбирать. Поэтому превращение национального чемпионата во второстепенный старт в конечном итоге крайне плохо сказывается на всей пирамиде в том или ином виде спорта. А у нас подобное сейчас случается сплошь и рядом. Например, российский чемпионат по дзюдо в этом году состоится после августовского чемпионата мира. Так за что будут бороться дзюдоисты в сентябре?
Конечно, тренеры сборных должны нести полную ответственность за своих подопечных, а не прятаться за "объективные" показатели отборочных стартов. Однако решения по составу, принятые на закрытых совещаниях, всегда создавали и неизбежно будут создавать повод для конфликта. Дай бог, чтобы на пути нашей сборной к Рио-2016 скандалов, "раскачивающих лодку", было меньше. Но верится в это с трудом.