Сборную изучат на просвет
Владимир РАУШ
с Лужнецкой набережной
ОКР В ОКРУЖЕНИИ
Понедельничное заседание исполкома Олимпийского комитета России вызвало среди средств массовой информации настоящий ажиотаж. Здание почтенной организации было взято журналистами штурмом задолго до начала, назначенного на 14 часов. Передвижные телевизионные станции крупных федеральных каналов забаррикадировали весь двор, ПТС с более скромными логотипами на борту образовали длинную цепь через дорогу. Зал для заседаний был осажден штативами, телекамерами и длиннофокусными объективами, словно Зимний – революционными матросами.
Можно было подумать, что вполне себе рабочую повестку дня "О создании и составе антидопинговой комиссии ОКР" в последний момент заменили какой-нибудь другой. Ну, скажем, "О проведении межгалактического матча по шахматам". В конце концов, если одной мечте Остапа Бендера – прогуляться в белых штанах пусть даже и не по олимпийскому Рио – не суждено было сбыться, то почему не реализовать вторую?
Впрочем, боевую прыть коллег можно было понять. Решение МОК все-таки допустить наших спортсменов на Олимпиаду вполне сравнимо с обнаружением в иной галактике цивилизации, играющей в шахматы. По информации автора этих строк, еще за двое суток до повторного голосования 9 из 15 членов исполкома Международного олимпийского комитета были настроены категорично – "не пущать". Однако русские, когда по-настоящему хотят этого, умеют уговаривать и убеждать. Мозговой штурм – вернее, штурм мозгов последних дней оказался столь серьезен, что исполком МОК в конце концов пошел на попятную и проголосовал единогласно "за".
Правда, обо всем этом за длинным столом в зале заседаний ОКР не говорили. Президент федерации бадминтона Сергей Шахрай, бывший глава Российского футбольного союза Николай Толстых и несколько их коллег, приехавших ровно к 14 часам, кажется, быстро пожалели о своей пунктуальности. В окружении камер и фотообъективов они чувствовали себя словно актеры на огромной, освещенной мощными юпитерами сцене. Каждое слово ловило множество ушей, и потому разговор не клеился.
Зато на галерке бурно обсуждалось, как стоит ехать в Бразилию – налегке или нет. "Оставляйте все деньги в отеле, и хлопот не будет", – советовал кто-то. "Да вы что, если понадобится, они же вынесут их вместе с сейфом!" – ответствовали ему. По контексту разговора и веселому тону было понятно: беды министра спорта Мутко, у которого отозвали олимпийскую аккредитацию, беседующим неведомы. И, значит, русским в Бразилии действительно быть.
"ДОПИНГОВЫЙ СЛЕД" ОБНАРУЖЕН У 13 СПОРТСМЕНОВ
– Коллеги, вы уже знаете условия, на которых российские спортсмены допущены к Олимпиаде, – голос президента ОКР Александра Жукова заставил настроиться на серьезный лад. – Международный олимпийский комитет примет заявку, только если будет доказано, что все наши атлеты "чистые" – то есть проходили тестирование в иностранных антидопинговых лабораториях и никогда не принимали запрещенных препаратов. ОКР не вправе заявлять спортсменов, когда-либо пойманных на употреблении допинга. Даже если срок их дисквалификации давно истек. Это значит, нашим федерациям перед подачей документов нужно разобрать личное дело каждого олимпийца. Дальше оно будет изучаться соответствующей международной федерацией, а потом одобряться экспертом из списка арбитров Спортивного арбитражного суда (CAS).
По словам Александра Жукова, пока допинговый след обнаружен у 13 спортсменов, входящих в состав российской олимпийской сборной (ближе к вечеру список из-за решения Международной федерации водных видов спорта расширился до 16 человек. – Прим. "СЭ"). Соответственно, они не смогут претендовать на выступление в Рио. Кроме того, некоторые фамилии фигурируют в документах, подготовленных комиссией Ричарда Макларена и пока не преданных огласке. В ближайшее время они поступят в международные федерации, чтобы также быть вычеркнутыми из заявочных списков.
Основная проблема, с которой предстоит столкнуться Олимпийскому комитету России, – жесточайший цейтнот. До начала Игр остается полторы недели, а мелкой, кропотливой работы – пруд пруди. Весь процесс сверки и согласования нужно завершить в максимально сжатые сроки, в течение буквально двух-трех дней. Но и ошибок быть не должно, ведь каждую нашу заявку будут теперь смотреть на просвет.
Впрочем, даже те спортсмены, кто получит олимпийскую аккредитацию, не могут чувствовать себя полностью в безопасности. По регламенту Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), если инспекторы организации не находят атлета в назначенное время в назначенном месте, ему выносится предупреждение. Однако россияне за такой проступок будут автоматически дисквалифицироваться.
ЕФИМОВА В РИО НЕ ВЫСТУПИТ
– Вам не кажется, что нынешние нормы в отношении российских спортсменов нарушают 45-ю статью Олимпийской хартии, согласно которой спортсмен за одно нарушение не может быть наказан дважды? – последовал вопрос Александру Жукову на брифинге для журналистов.
– Действительно, Олимпийскому комитету России предложено не заявлять атлетов, которые когда-либо наказывались за употребление допинга. Многие спортсмены из разных стран уже выступили с предложением сделать это правило универсальным. Почему оно применяется только к России? Этим же нарушается принцип равенства. Увы, поскольку все это делается на фоне докладов ВАДА и Ричарда Макларена, выбирать нам не приходится.
– Получается, пловчиха Юлия Ефимова не сможет выступить в Рио?
– Да, в свое время Ефимова была дисквалифицирована за употребление запрещенных препаратов.
– Сколько всего спортсменов может пострадать от этого правила?
– Мы сейчас очень тщательно выверяем списки, которые будут поданы на утверждение международных федераций. Пока "допинговый след" обнаружен у 13 человек. Не исключено, что в ближайшее время их будет больше.
– Когда состоятся проводы олимпийской сборной России?
– Торжественная церемония проводов пройдет 28 июля. Большая часть команды вылетает в Бразилию в этот день рейсом из Шереметьева.
– Еще одним важным вопросом, который обсуждался на исполкоме ОКР, стало создание специальной антидопинговой комиссии, – продолжил Александр Жуков. – Ее председателем мы утвердили Виталия Смирнова. Представлять его никому не нужно: это почетный член МОК, почетный президент Олимпийского комитета России.
– Есть очень серьезный осадок от того положения, в котором сейчас оказался отечественный спорт, – в свою очередь, взял слово Виталий Смирнов. – Перед нашей комиссией поставлена задача самым решительным образом организовать борьбу с допингом. Нужно изучить обстановку снизу доверху. Посмотреть законодательную базу, понять, что творится в детско-юношеских школах. В ближайшее время мы объявим имена специалистов, которые войдут в эту комиссию, и начнем работу. Процесс этот не быстрый, поэтому всем нам надо запастись терпением.