Россия на Играх-2016: казнить нельзя. Помиловать!
Наталья МАРЬЯНЧИК
ИСИНБАЕВА: ВЕРЮ В ЛУЧШЕЕ И ВСЕМ СОВЕТУЮ
Рано радоваться и бросать в воздух чепчики, до окончательного помилования нам еще далеко. Но вторничное заседание исполкома МОК дало России надежду, что как минимум некоторые наши спортсмены в Рио все-таки поедут, причем выступать будут не в статусе нейтральных, а под национальным флагом.
Если бы МОК действительно был настроен категорично не допускать Россию до Игр, такое решение было бы озвучено уже во вторник. Вместо этого мы читаем обтекаемые формулировки про необходимость немедленного наказания нарушителей, восхищение работой команды Макларена – и при этом ни одного конкретного наказания в адрес наших спортсменов. Мол, вынести их должны международные федерации после того, как Макларен поделится с ними списком фамилий нарушителей. И это снова дает нам надежду: пусть сколько угодно дисквалифицируют отдельных людей, в конце концов поделом. А остальная, "чистая", команда поедет в Рио.
Окончательное решение по олимпийскому будущему нашей команды будет объявлено после того, как свой вердикт вынесет Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS). Напомним, во вторник там рассматривался коллективный иск 68 российских легкоатлетов и Олимпийского комитета России к международной федерации (ИААФ).
– Я выступила, сказала все, что хотела, по времени меня не ограничивали. Слушали очень внимательно. Ждем решения 21 июля. Я оптимистка, верю в лучшее и всем советую, – сказала в интервью ТАСС двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, которая приехала в Женеву, чтобы поддержать нашу делегацию.
На самом деле более судьбоносного решения, чем то, над которым сейчас ломают головы трое арбитров CAS, сложно себе представить. От их вердикта зависит судьба не только 67 легкоатлетов, но и, вероятно, всей олимпийской сборной России.
Если CAS встанет на нашу сторону, это будет означать, что в случае коллективного наказания любой "чистый" российский спортсмен сможет подать в суд и гарантированно выиграть по принципу прецедентного права. МОК в таком случае, наложив запрет на выступление в Рио всей сборной, рискует столкнуться с несколькими сотнями заведомо проигранных исков. На такое не пойдет ни одна международная организация. Вот почему члены исполкома МОК решили подождать четверга.
Поддержит CAS российских легкоатлетов – будут спасены и все остальные. А если нет – у МОК будут развязаны руки, чтобы отстранять от Игр команду или любую ее часть по своему усмотрению. Выходит даже символично: ведь именно легкоатлеты затянули Россию в нынешний допинговый кошмар. А теперь они же олицетворяют наш последний шанс.
ТАКТИКА СИДЕНИЯ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
На фоне последних событий поражает абсолютная беспомощность наших чиновников. После первого доклада Ричарда Паунда они еще пытались держать лицо, обещали международным властям сотрудничать и во всем разобраться. Теперь же ситуация напоминает анекдот. Первоначально единственным человеком, кого отстранили от работы после доклада, оказался замминистра Юрий Нагорных, причем убирали его наперегонки Виталий Мутко и премьер-министр Дмитрий Медведев. Премьер оказался проворней, его приказ вышел первым.
На следующий день вышли приказы об отстранении еще четырех человек. Причем Мутко особо подчеркнул, что эти люди не уволены, а только отстранены от работы до окончания разбирательств. Похоже, тактика одновременного сидения на двух стульях, которая уже поставила российский спорт на грань полного коллапса, продолжается. Мы, с одной стороны, вроде бы признаем обвинения ВАДА и начинаем сотрудничать, а с другой – продолжаем публично утверждать, что к нам несправедливы и вообще-то ничего страшного не случилось.
Сам министр спорта сохранил свой пост, потому что, цитата пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова: "Мутко не упоминается в докладе как непосредственный прямой исполнитель".
А теперь любопытная цитата из доклада Макларена: "Известно как минимум об одном иностранном футболисте, выступающем в российской лиге, который получил выгоду от приказа "защита" (по данным доклада, российские чиновники прятали положительные пробы, выдавая их за отрицательные, пользуясь двумя кодовыми словами "защита" или "карантин". – Прим. "СЭ"). Это решение по "защите" было сделано министром Мутко, а не замминистра Нагорных".
Таким образом, вердикт о недопуске лично Мутко и других замешанных чиновников Минспорта до Игр в Рио и любых других официальных мероприятий уже вынесен. Несколько десятков потерянных аккредитаций для чиновников – самый минимальный урон после нынешнего катаклизма, какой только можно себе представить.
ПЯТЬ ЖЕРТВ МАКЛАРЕНА
Юрий НАГОРНЫХ, заместитель министра спорта
Цитата из доклада: "Нагорных, заместитель министра спорта, решал, кому из спортсменов будет предоставлена защита, а кому – нет".
Наталья ЖЕЛАНОВА, советник министра по антидопинговым вопросам
Из доклада: "Заместитель министра давал инструкции доктору Родченкову отправлять все положительные результаты допинг-проб Желановой, а она, в свою очередь, направляла отчеты заместителю министра".
Авак АБАЛЯН, заместитель директора департамента науки Минспорта
Из доклада: "На протяжении непродолжительного времени в конце 2013 года третьим "связным" был Авак Абалян, заместитель директора департамента науки и образования Министерства спорта".
Ирина РОДИОНОВА, заместитель директора Центра спортивной подготовки (ЦСП) сборных команд России
Из доклада: "Согласно инструкции атлеты должны были собирать чистые пробы мочи вне периодов "очистки" от запрещенных препаратов. Родионова собирала указанные образцы и организовывала их хранение в холодильных камерах ЦСП".
Юрий ЧИЖОВ, сотрудник Московской антидопинговой лаборатории
Из доклада: "...схема была одобрена заместителем министра спорта Нагорных. Чижов и сотрудник ФСБ Блохин отправились в Сочи, чтобы просверлить отверстие в стене".