Сегодня сборную России могут объявить вне закона
Наталья МАРЬЯНЧИК
Итак, до того момента, как российский спорт будет полностью поставлен вне закона, остаются считаные часы. Нас долго долбили по нарастающей: сначала телефильмы, затем первый доклад независимой комиссии ВАДА, тоже похожий скорее на беллетристику, чем на юридический документ. И вот, наконец, последовал доклад Макларена. В отличие от предшественника, он взвешен, продуман и не ехиден.
ЧЕМ МАКЛАРЕН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПАУНДА
В этом документе тоже полно слабых мест. От перепутанных фамилий и должностей до отсутствия имен конкретных спортсменов. Нам оставили возможность патриотически возмутиться: а где, мол, ваши доказательства? Где имена нарушителей, номера подмененных проб, список чемпионов-обманщиков Сочи, в конце концов? Майская статья New York Times обещала куда большее, чем мы получили в докладе. Но в этом, наверное, и отличие журналистики от юриспруденции.
Макларену поручили собрать доказательства и проверить достоверность показаний бывшего руководителя Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, который минувшей зимой иммигрировал в США. За полтора месяца ему удалось раскопать совершенно убийственные факты, подтверждающие вскрытие допинг-проб, подмену их в ряде случаев и систематическое укрытие положительных проб в московской лаборатории. Эти данные полностью подтверждаются документально: следами механического воздействия на внутренней стороне указанных Родченковым пробирок, разными ДНК в ряде проб якобы одного и того же спортсмена, многочисленной внутренней документацией лаборатории и перепиской с участием чиновников Министерства спорта.
Хотите знать конкретные имена спортсменов-нарушителей? Макларен прав, что в полномочия независимой комиссии не входит наказание конкретных атлетов. Более того, это даже противоречит Кодексу ВАДА. И нарушил правила тут скорее автор первого доклада о российском допинге Ричард Паунд, который рекомендовал наказать лично Марию Савинову и других, а не дипломатичный Макларен.
Отказавшись от вынесения рекомендаций по итогам доклада, Макларен также поступил абсолютно верно. Его дело как независимого лица было разобраться в фактах, и он с этой задачей справился. А дальше уже пьесу как по нотам разыграли другие. ВАДА спустя несколько минут после завершения пресс-конференции выпустило официальное заявление с требованием отстранить Россию от Олимпиады в Рио. Тут же присоединился и президент МОК Томас Бах.
А вот беспомощность наших чиновников на фоне нового доклада поражает. Пусть у российской стороны в отличие от ВАДА не было возможности изучить документ заранее, но его тональность была абсолютно ясна. Тем не менее единственной организацией из упоминавшихся в докладе, которая оперативно выпустила свой официальный комментарий, оказалось РУСАДА. Правда, расщедрилось оно всего на одно предложение: "В связи с публикацией доклада Ричарда Макларена сообщаем, что Евгений Антильский никогда не был сотрудником РУСАДА".
Через любой поисковик легко выяснить, что Евгений Антильский, который обвиняется в участии в подмене допинг-проб во время Игр в Сочи, ранее работал начальником отдела антидопингового мониторинга и профилактики ЦСТ Москомспорта. Причем отвечал там, как ни смешно, за образовательную часть программы "Честный спорт". В последнее время, судя по профилю в социальной сети Linkedin, Антильский является начальником отдела допинг-контроля компании IDTM, которая занимается отбором проб, в том числе и у российских спортсменов.
Факт, что Антильский вообще-то сотрудник международной компании и, следовательно, махинациями могли заниматься далеко не только россияне, можно было бы использовать в свою пользу. Но, видимо, наши чиновники сейчас пребывают в таком нокауте, что тут уже не до любопытных деталей.
Молчание Минспорта, вероятно, связано с тем, что заместитель министра спорта Юрий Нагорных по распоряжению Владимира Путина временно отстранен от работы, а самого Виталия Мутко спас лишь тот факт, что в докладе он не упоминается как непосредственный исполнитель. Спасут ли нас эти кадровые решения от пропуска Игр в Рио – большой вопрос.
ЗАЧЕМ ДОПИНГ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ?
Главное, что наводит на печальные мысли относительно олимпийского будущего России, – спешка, с которой был созван экстренный исполком МОК: он состоится уже сегодня. Если бы глава этой организации Бах хотел сыграть на нашей стороне, он наверняка бы выждал время, чтобы дать остыть эмоциям и проконсультироваться с нужными людьми. На волне первого шока после доклада Макларена трудно себе представить, как можно принять иное решение, кроме самого радикального. Тем более сам Бах уже анонсировал, что будет предельно жесток с нарушителями.
Один из убийственных фактов нового доклада – это то, что в махинациях со скрытием положительных проб в московской лаборатории были задействованы представители практически всех летних и зимних видов спорта. Даже таких экзотических, как настольный теннис или пляжный волейбол, где, казалось бы, проблема допинга вообще не стоит.
Если брать только летние виды спорта, всего за примерно пять лет существования государственной программы укрытия положительных допинг-проб у нас была скрыта 421 проба представителей 20 видов спорта и 18 международных федераций. Это огромный пласт спортсменов, что, несомненно, позволит МОК сделать вывод о том, что допинг в России употребляют если не все, то почти все.
Разобраться в этой каше, кто "чист", а кто нет, за несколько остающихся до старта Игр в Рио недель не представляется возможным. А значит, по логике международных чиновников, чтобы гарантированно не допустить допингеров, остаться дома должна вся российская команда.
Теоретически, даже если решение об исключении ОКР из МОК сегодня будет принято, отдельные наши спортсмены смогут претендовать на поездку в Рио на условиях нейтральности. Прежде всего речь тут должна идти о видах спорта, которые не были задействованы в махинациях московской лаборатории. Это, если верить докладу, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду и на батуте, бадминтон, стрельба из лука, гольф, теннис, конный спорт.
Неплохая вырисовывается олимпийская команда, правда? Уж несколько олимпийских золотых наград таким составом мы точно возьмем. А гимн страны можно петь и а капелла...