Аплодируйте Кастер Семене!
Наталья МАРЬЯНЧИК
из Олимпийского парка
РАНЬШЕ ТРАВИЛА ОДНА ДЕРЕВНЯ, А ТЕПЕРЬ – ВЕСЬ МИР
Это была, пожалуй, первая победа на Олимпийском стадионе, которой был рад только один человек – сама спортсменка, ее одержавшая, Кастер Семеня. Первое место на Играх с национальным и личным рекордом, про которое в мировой прессе не будет написано ни слова восхищения. Олимпийская чемпионка, про которую практически все без исключения соперницы говорят только одно: "Ее здесь быть не должно".
По сравнению с беспрецедентной травлей, которую уже семь лет выдерживает Семеня, происходившее в Рио с российской пловчихой Юлией Ефимовой – это цветочки. Но Семеня не жалуется и стойко несет свой крест. Хотя в отличие от той же Ефимовой, за всю свою спортивную карьеру она не совершила ни одной ошибки. Единственная ее вина – в том, что она родилась такой, как родилась.
Состояние (это не является болезнью) Семени называется гиперандрогенизм. Это повышенная выработка тестостерона в организме женщины. В крошечной деревне в южноафриканской провинции Лимпопо, где родилась Семеня, естественно, о таком даже не слышали. Кастер росла как девочка, вместе с четырьмя сестрами помогала по хозяйству и работала в поле. Единственное ее отличие от сестер было в том, что она не носила платьев и в редкие свободные минуты предпочитала не кукол, а футбол.
Однажды на школьных соревнованиях Семеня вышла на дорожку и сходу обогнала всех на круг. С тех пор она стала бегать – долго и в полном одиночестве. Ее дразнили в школе, а она убегала в поле. Так Семеня добегалась до того, что в 2009-м году в 18 лет сходу стала чемпионкой мира. И если раньше ее травила только собственная деревня, то теперь – весь мир.
СЕМЕНЕ ПОМОГЛА ИНДИАНКА
Международная федерация (ИААФ) долго и унизительно разбиралась с половой принадлежностью спортсменки. Потом последовало решение: Семеня может выступать в женских соревнованиях, но только после курса медикаментозной терапии. В чем именно заключалась эта терапия, мы не знаем, но как минимум Кастер искусственно в разы понизила собственный уровень тестостерона. ИААФ установила высшую границу, которая в три раза превышала средний показатель у 99 процентов женщин. Но Семеня в эти рамки не уложилась.
Естественно, эта терапия была небезопасна для здоровья и имела непредсказуемые последствия. Но выбирая между перспективой вернуться в собственную деревню либо выступать на соревнованиях по всему миру, Семеня не колебалась.
После "лечения" южноафриканка превратилась в довольно среднюю бегунью. Лучшим ее достижением стало серебро на Олимпийских играх в Лондоне, которое, правда, после дисквалификации россиянки Марии Савиновой может превратиться в золото. Но потом, в 2015-м, последовало решение Спортивного арбитражного суда о том, что принудительно "лечить" гиперандрогенизм в женском спорте незаконно, и такие спортсменки могут выступать без всякой терапии. И уже начиная с 2016-го, карьера Семени стремительно пошла вверх.
Чтобы вы понимали: Семеня сама никогда не обращалась в суд по своей ситуации и безропотно принимала все решения ИААФ. В суд пошла никому не известная индийская бегунья-спринтер Дьюти Чанд, которая в Рио, кстати, выбыла в первом же круге. Это к вопросу о том, что сам по себе гиперандрогенизм дает такое преимущество, что можно особо не тренироваться. Но так получилось, что положительное решение по вопросу Чанд кардинально изменило расстановку сил в женском беге на 800 метров.
Если посмотреть на фотографии с пьедестала Рио, очевидно, что в гиперандрогенизме там можно заподозрить не одну только Семеню. Представительницы Бурунди и Кении стали бить личные рекорды и выигрывать медали тоже только в нынешнем сезоне, когда все ограничения были сняты. Но почему-то они не вызывают у общества такого возмущения, как южноафриканка. Именем нарицательным стала только Семеня.
ПОЧЕМУ СЕМЕНЯ НЕ МОГЛА РОДИТЬСЯ ЧЕМПИОНКОЙ?
Сейчас в легкоатлетической тусовке всерьез обсуждают, что будет, если в этом спорте разрешат выступать трансгендерам. Катастрофа – самое мягкое определение, которое можно дать такой ситуации. Но совершенно непонятно, почему в этом же контексте говорят о Семене. Она не делала операции, не делала никакого выбора, она просто родилась такой.
Несомненно, что ее состояние дает в спорте преимущество. Но точно так же в других видах спорта дают преимущество аномально высокий или, наоборот, почти карликовый рост, длинные руки или огромный размер ноги, низкий от природы пульс или повышенное содержание гемоглобина в крови... Даже на Играх в Рио было множество спортсменов, которые одерживали куда более убедительные победы, чем Семеня на дорожке. У всех из них были в наличии уникальные природные данные, позволяющие делать в спорте то, что соперникам неподвластно. Вы же не будете спорить, что олимпийским чемпионом надо родиться? Так почему не могла родиться чемпионкой Кастер Семеня?
Скорее всего, в течение года ИААФ подготовит новое научное исследование и вернется в CAS в попытке все-таки добиться ограничения уровня тестостерона. Самое удивительное, что даже "коллеги" Семени по гиперандрогенизму из числа бывших спортсменов согласны, что такое ограничение должно существовать. Да и сама южноафриканка все эти годы без лишних комментариев выполняет любые указания ИААФ.
Но олимпийское золото Рио у Семени уже никто не отберет. Это справедливо: впервые в своей жизни она получила настоящий повод для гордости. Если болельщикам или соперницам это не нравится – это их проблемы, победа южноафриканки была добыта по всем правилам спорта. Семеня, наконец, заслуживает, чтобы ей аплодировали.
Рио-де-Жанейро (Бразилия). Олимпийские игры-2016. Легкая атлетика. 20 августа.
Женщины. 800 м. 1. Семеня (Южная Африка) - 1.55,28. 2. Ньонсаба (Бурунди) - 1.56,49. 3. Вамбуи (Кения) - 1.56,89. 4. Бишоп (Канада) - 1.57,02. 5. Йозвик (Польша) - 1.57,37. 6. Шарп (Великобритания) - 1.57,69.