"Сверхзадачи бить мировые рекорды перед Болтом уже не стоит"
Владимир ИВАНОВ
из Рио-де-Жанейро
– Болт ведь юниорский чемпионат мира выиграл еще в 2002-м, – напомнил Сергей Клевцов. – Сейчас ему почти 30, а он все еще на верхушке хит-парада. Немыслимо.
– Как это можно объяснить?
– Вопрос бережного отношения. Люди зачастую бездумно растранживают свой талант. Особенно спринтеры, которые тренируются на "острие". Креатин-фосфатный механизм энергообеспечения – самый мощный. Но и самый короткий. Это надо понимать. Спринт – это вспышка. И если ты тратишь что-то, надо это восполнять, привносить что-то в свою сокровищницу.
– Вы о здоровье?
– Надо работать над связками, мелкими мышцами. Можно обладать фантастической моторикой, но если мышцы не выдерживают огромные импульсы – жди беды. Взять Валерия Борзова. Колоссальный талант! И Валентин Петровский, как мне кажется, оказался просто не готов тренироваться настолько гениального спортсмена. Отсюда и травма...
Когда к тебе попадает талант, очень велик соблазн сразу вытрясти из этой жар-птицы все перья. Я уже говорил, что для качественного дома нужен хороший фундамент. Который нуждается в регулярном, как минимум, косметическом уходе. Ведь всегда находится что подмазать, что подкрасить, а где-то даже вбить дополнительную сваю.
Один ученый из ГДР уже давно написал такую вещь: если тренер изыщет способ как можно дольше держать ученика в аэробном режиме – ему можно ставить памятник. И успехи будут, и спринтера сохранит. А у нас что? Все наоборот. Работа на долголетие – дело для многих слишком муторное.
– Болт после Лондона-2012 делает по два-три старта в год. Из той же серии?
– Это все не просто так. Человек на вершине 15 лет. Причем в спринте! Тем более он имеет наглость бежать на крупнейших стартах не только 100, но еще 200, и эстафету. На жизнь ямаец себе уже заработал. И прекрасно понимает, что звездой его делают не коммерческие старты, а победы на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Кто вспомнит через три года об этих "Бриллиантовых лигах"? Да, у него сейчас абсолютно избирательный подход. Но это единственный выход. Он ведь хочет стать великим!
– У Гэтлина против Болта было мало шансов?
– Американец тоже человек отнюдь не простой судьбы. Прошел и Крым, и Рим. Что не говори про его дисквалификации – это другая сторона, морально-этическая – но этот парень боец! Отсидел четыре года. Вернулся. И как бежит! Но харизмы Болта у него, увы, нет. И глядя на Гэтлина я понимаю, что никогда 9,58 100 м и 19,19 на 200 м он не побежит. Сам Усэйн, наверное, тоже. Но новый Болт в атлетике не появляется. И сверхзадачи бить мировые рекорды перед ямайцем уже не стоит. С 9,70-9,80 он спокойно решает поставленные задачи.